Итоги работы Минобороны в 2010 г. Медведев подвел в прямом эфире

В Москве состоялось беспрецедентное по своей открытости расширенное заседание коллегии министерства обороны РФ с участием Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Дмитрия Медведева. Никогда прежде служебные военные совещания столь высокого ранга, на которых были подведены итоги работы оборонного ведомства в 2010 года, не транслировались телевидением в прямом эфире на одном из центральных телеканалов. На этот раз народу в режиме онлайн продемонстрировали и доклады и президента страны, и министра обороны Анатолия Сердюкова. Очевидно, это должно было убедить каждого: глава государства не только в курсе того, что происходит с армией, но и многим в ней недоволен.

Понятно, почему в предвыборный год это Кремлю показалось важным. Ситуация в Вооруженных силах вызывает столько возмущения в обществе, что отстраненность президента от происходящего вызывает слишком много вопросов у будущих избирателей.

На коллегии Медведев пообещал устроить вскоре «разбор полетов с определением ответственных из промышленности и структур госуправления из-за частичного провала обязательств по гособоронзаказу». Как обстоят дела в этой сфере, «Свободная пресса» подробно сообщала совсем недавно, 2 марта. По признанию заместителя начальника департамента вооружений Министерства обороны РФ Бориса Наконечного, из-за «слабой организации работы головных исполнителей, а также малоэффективной работы института федеральных конструкторов» государственный оборонный заказ на 2010 год сорван. В результате, по его словам, в минувшем году Вооруженные силы России не получили корвет проекта 20380, две подводные лодки проекта 955 и одну — проекта 885. Из девяти планируемых к поставке самолетов Як-130 поставлено только шесть, из 151 единицы БМП-3 — всего 78.

А за несколько дней до этого вице-премьер Сергей Иванов за то же самое устроил форменный разнос руководству Роскосмоса. Выяснилось, что итоги выполнения гособоронзаказа и там плачевны. В частности, из 11 запланированных новых космических аппаратов удалось закупить лишь пять.

Хуже того. Очень велика вероятность, что тем же закончится и затея с гособоронзаказом на 2011 год. Несмотря на огромные деньги, выделенные Минобороны на перевооружение армии, расходуются они крайне не эффективно, если не сказать преступно. Первый квартал года завершается, а многие предприятия ОПК не только не получили ни копейки от военного ведомства, но не имеют даже подписанных контрактов. Таково положение на большинстве заводов, выпускающих обычные вооружения, боеприпасы, пороха и взрывчатые вещества. На 22 марта Всероссийский профсоюз оборонной промышленности по этому поводу даже назначил массовую акцию протеста.

Но и это еще не все. Отсутствие элементарного порядка в закупке вооружений и военной технике ведет к вопиющему завышению цен на эту продукцию. Один из примеров такого рода на днях привел главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников. По его данным, каждый выпускаемый «Уралвагонзаводом» танк Т-90 обходится военным в сумасшедшую сумму – 118 миллионов рублей. Генерала Постникова немедленно публично опроверг директор департамента развития оборонно-промышленного комплекса Минпромторга Игорь Караваев. По его словам, заявленная главкомом Сухопутных войск стоимость машины, по крайней мере, в полтора раза превышает ту цену, за которую производитель готов поставлять его в интересах Минобороны России.

Что прикажете думать об этой потрясающей по своей нелепости заочной полемике двух чиновников высокого ранга, отвечающих за перевооружение армии? Разбираться в том, кто из них прав, кто виноват, должна очевидно, прокуратура. Потому что широкое поле для процветания коррупции налицо.

В общую сюрреалистическую картину с истреблением бюджетных триллионов можно добавить и вот еще какой штрих. В нынешнем месяце опубликованы данные Росстата о зарплатах в федеральных органах. Знаете, кто в рекордсменах? Подчиненная Минобороны Рособоронпоставка, как раз и отвечающая, по идее, за выполнение гособоронзаказа. Ее сотрудники, которых возглавляет выпускница Курского сельскохозяйственного института Надежда Синикова, в среднем получают по 135 тысяч рублей в месяц, или более 1,6 миллионов рублей в год (в среднем по федеральным органам власти — 728 тыс. рублей).

Медведев на коллегии погрозил чиновникам пальчиком: «Цены на продукцию ОПК должны быть понятны и прозрачны, а ответственность за выполнение обязательств по гособоронзаказу повышена». По мнению Медведева, разработка программы развития оборонно-промышленного комплекса РФ неоправданно затянулась. Вопрос этот он пообещал в ближайшее время обсудить на совещании в Кремле.

Министр обороны Анатолий Сердюков постарался сгладить впечатление от словесного погрома, произведенного на коллегии президентом. По данным Сердюкова, несмотря ни на что закупки нового оружия в нынешнем году ощутимо возрастут. Минобороны РФ в 2011 году собирается приобрести 36 межконтинентальных баллистических ракет, два атомных подводных ракетных крейсера стратегического назначения, 20 стратегических крылатых ракет воздушного базирования, а также пять космических аппаратов, 35 самолетов, 109 вертолетов, три многоцелевые атомные подводные лодки, один боевой надводный корабль, 21 зенитный ракетный комплекс.

«Уровень современных образцов доведен до 30 процентов», — бодро доложил Медведеву сказал министр. Было любопытно наблюдать в эту секунду за сидевшим в президиуме начальником Генерального штаба Вооруженных сил генералом армии Николаем Макаровым. Судя по всему, только что сказанное Сердюковым его нисколько не удивило. Во всяком случае, Макаров и бровью не повел. Но ведь всего месяц назад он, выступая на собрании офицеров запаса Москвы и Центрального федерального округа, на котором присутствовал и обозреватель «Свободной прессы», заявил совсем другое. А именно: «Я вам сейчас выдам военную тайну. Современных вооружений у нас вообще нет».

Впечатлениями о расширенной коллегии военного ведомства обозреватель «Свободной прессы» попросил поделиться президента Академии геополитических наук, бывшего начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, генерал-полковника Леонида Ивашова.

«СП»: — Леонид Григорьевич, вы участвовали во множестве подобных заседаний коллегии министерства. Можете припомнить хотя бы один случай, когда бы разговор на них шел под телекамерами?

— Никогда такого не было. И зачем? Я вообще не могу представить, чтобы серьезное совещание такого уровня транслировалось в прямом эфире. Тем более – коллегия Минобороны. Обычно было так. Журналистов пускали в зал лишь на несколько минут, чтобы они могли отснять короткий сюжет для новостных программ. Потом они выходили, и начинался настоящий разговор. А то, что было сегодня – это предвыборная игра. Каждый не о деле думает, а о том, как привлекательней показаться на экране. Поэтому не исключаю, что строгость и требовательность президента была показной.

«СП»: — То есть пиаровская акция? Чья? Медведева или Сердюкова?

— Конечно, Медведева. Мероприятия с участием главы государства планирует и организует Кремль. Мне интересней всего не что они говорят с трибуны, а о чем потом шушукаются за кулисами. Возможно, хлопают друг друга по плечу, и утешают: «Не обижайся. Так было нужно».

«СП»: — Искренность озабоченности президента происходящим в Вооруженных силах вы исключаете?

— Если он и правда озабочен, но не слова нужны, а дела. Смотрите, что происходит. О том, что началось масштабное перевооружение армии и флота, еще Иванов докладывал Путину. Первый тогда был министром обороны, второй президентом России. Год назад об этом же с трибуны сообщал и Сердюков. Где результаты этого перевооружения? Масштабные закупки мы производим только у иностранцев. Свой ОПК разрушен. Он сегодня имеет какой-то искаженный формат. Те предприятия, которые работают на экспорт, процветают. А те, что должны обеспечивать свою армию, лежат на боку и не способны воплотить в металле самые замечательные разработки наших конструкторов. Но в условиях производственной кооперации для выполнения гособоронзаказа нужно, чтобы эффективно работали и те, и другие. Вот чем нужно бы заниматься президенту страны. Меня в этом плане очень насторожила одна фраза Путина.

«СП»: — Какая? Он тоже много говорит.

— Недавно премьер-министр заявил, что заказы на новее оружие получат только те предприятия, которые сумели переоснаститься современным оборудованием. Много ли у нас таких? Что, обойдемся без заводов, которые продолжают бедствовать?