Жизнь за царя

Мы остановились у края обрыва. Внизу, сколько видел глаз, простиралось болото, окруженное крутыми берегами. Дно огромной чаши покрывали непроходимые топи, редкие кустарники и торчащие из болотной травы искривленные деревца.

Зрелище напоминало Большой каньон в США, где провал с бегущей по дну рекой Колорадо окружают гигантские скалы. Только у нас не ущелье, а болото в сотне километров от древней Костромы. В этом глухом месте четыре столетия назад в российскую историю была вписана героическая страница.

Болото называется Юсуповским. На том обрыве, где мы стояли, не так давно появился валун-камень. На гранитной поверхности выбиты слова: «Иван Сусанин — 1613 год». Болото имеет прямое отношение к подвигу легендарного патриота. Именно сюда он завел зимой польский отряд, за что и принял мученическую смерть.

Смутное время

Пять лет назад нам довелось побывать на болоте в разгар лета. Спустились по еле заметной тропинке и увидели убегавшую вдаль дорожку из досок. В полной тишине пустились в путь, представляя, как заманивал в эти топи врагов Иван Сусанин. Дорожка привела к колодцу, рядом сколоченные скамейки. Здесь экскурсоводы рассказывают о событиях 400-летней давности. Потом самые отважные отправляются дальше по слегка подтопленным гатям вглубь болота. При желании можно пересечь все болото до противоположного склона, где виднелись разбросанные среди холмов домики деревеньки.

Места даже сегодня на редкость глухие. Но насколько более дикими они выглядели в XVII веке! Спрашивается, для чего понадобилось забираться сюда лихим людям?

Ответ можно найти, проехав километров семь до деревни Домнино, некогда принадлежавшей матери будущего царя Михаила Романова. Здесь находился некоторое время, прежде чем попасть в Москву, малолетний избранник на российское царство. Поляки охотились за ним, пытаясь не допустить воцарения. Ведь у них были свои кандидаты на русский престол, на худой конец они могли потребовать крупный выкуп за его освобождение. Не зря тот период вошел в историю под названием Смутное время.

Все знают, что русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским в 1611 году освободило Москву от поляков. Однако в стране, которую наводнили вражеские и разбойничьи отряды, еще долго сохранялась сложная политическая обстановка, вызванная отсутствием единой централизованной власти. Знаменитый историк Сергей Соловьев даже сделал предположение, что будущего царя пытались захватить не поляки, а донские казаки — вольные люди, не желавшие признавать власть.

Окольная дорога

Согласно официальной версии вражеский отряд пробирался труднодоступными дорогами из Вологды через существующие и поныне селения Буй и Борок. Поначалу поляки подошли к местечку под названием Деревеньки, старостой которого был Иван Сусанин. Селение находилось всего в нескольких десятках метров от дороги в Домнино. Деревеньки не сохранились, но там, где предположительно находилась сусанинская изба, 100 лет назад на деньги местных жителей поставили каменную часовню. Об этом сообщает мемориальная доска на стене.

Сусанин повел вражеский отряд не по дороге в Домнино, а окольным путем, через топи. Так что события, имевшие отношение к подвигу Ивана Сусанина, разворачивались на весьма ограниченном пространстве, между селениями Деревеньки и Домнино и Юсуповским болотом. Если в момент появления врагов Михаил находился в Домнино, то будущему царю действительно угрожала смертельная опасность: Деревеньки и Домнино по прямой разделяет не более 10 километров.

К сожалению, исторические документы мало сообщают о трагических событиях на костромской земле. Однако сохранился уникальный документ, который свидетельствует о подвиге старосты. Речь идет о царской грамоте, даровавшей Богдану Сабинину половину деревни, с освобождением от всех податей и повинностей, за подвиг погибшего тестя. В грамоте прямо сказано, что Иван Сусанин «про нас, Великого Государя: где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

Могила Сусанина до наших дней не сохранилась. Но в 2003 году всю страну облетело сенсационное сообщение о том, что на кладбище села Юсупово найдены останки, принадлежавшие народному герою. Впрочем, многие ученые сомневаются в их подлинности. Зато существует вполне аргументированная версия, что дочь героя Антонида похоронена в Костромской области в деревне Прискоково.

Из жизни памятников

На картинах и театральных подмостках Сусанин обычно предстает с длинной бородой, характерной для крестьян той эпохи. Одет он в тулуп и длинные, заправленные в валенки штаны.

Таким же предстает Сусанин на постаментах. Первый памятник установили 14 марта 1851 года в центре Костромы. Отлитый в металле патриот составлял часть скульптурной композиции: Сусанин преклонял колени у основания колонны с бюстом Михаила Романова. По сути это был памятник двум людям — государю и его спасителю.

В 1918 году царский бюст сбросили вниз, та же участь постигла и скульптуру Сусанина. Площадь переименовали в площадь Революции. Только в 1992 году ей вернули историческое название. Кстати, в рамках подготовки к 400-летию династии Романовых скульптурную композицию планируют восстановить. И тогда в центре Костромы будут сразу два памятника народному герою: в 1967 году на крутом берегу Волги установили новый, созданный скульптором Лавинским монумент — крестьянин в традиционной долгополой одежде на высоком постаменте грозно смотрит в сторону врагов. На ьедестале надпись: «Ивану Сусанину — патриоту земли русской».

Наконец, еще один, очень похожий на костромской памятник — в парке Сусанино. Этот районный центр расположен в 15 километрах от Юсуповского болота.

Грачи прилетели

Иван Сусанин красуется на гербе и флаге района. А в Воскресенской церкви райцентра разместился музей подвига славного земляка. Чтобы увидеть этот храм, не обязательно ехать в Костромскую область. Именно эту церковь изобразил великий русский художник Саврасов. Картина называется «Грачи прилетели».

Мы попытались определить место, где художник поставил мольберт. Увы, там, где на картине деревья и снег, ныне прижались друг к дружке домики. Но больше всего смутило несовпадение рельефа местности: село Сусанино расположено на холме, и Воскресенская церковь находится в самой высокой его точке. А на картине художник как бы смотрит сверху. Может, он писал с крыши дома или с балкона? Загадка:

Наши метания не остались незамеченными. «Грачей ищете? — спросил один из компании местных мальчишек. — Так они вон там, у другой церкви».

Мы обернулись и обомлели. Покровская церковь была совсем не похожа на Воскресенскую, однако соседние березы были усыпаны черными точками — точь-в-точь как на знаменитой картине. Похоже, художник дал волю своей фантазии, совместив пейзажи и поднявшись в воображении на несуществующий холм.

— А что, птицы каждый год прилетают в поселок? — спросили местную женщину.

— А как же, в начале марта обязательно. Про наших грачей все знают, так что им никак нельзя подвести:

Прекрасная копия саврасовского шедевра висит в музее. Он считается сельским, но располагает очень интересной коллекцией. Есть даже польские сабли XVII века, обнаруженные археологами в окрестностях Сусанино. Находка реально подтверждает тот факт, что вражеские отряды рыскали в этих местах четыре столетия назад. Но нашли бесславный конец благодаря подвигу Сусанина.