Реформе МВД России надо было учиться у Израиля

Следователи из Москвы проверят все жалобы на казанских полицейских. Сотрудники Центрального аппарата Следственного комитета направлены в Татарстан для оказания помощи в расследовании ЧП в отделе полиции, где после издевательств умер задержанный. Следователи также проверят все заявления и жалобы на полицейских, об этом сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин. Тем временем в Казани выявлено уже 6 случаев пыток в отделе полиции, где замучили Сергея Назарова. Показания всех пострадавших сходятся — их били, угрожали изнасиловать и заставляли признаться в том, чего они не совершали. Сейчас и политики, и эксперты, и блогосфера обсуждают реформу МВД, которая стартовала год назад. Как с полицейскими обстоят дела в Израиле? Об этом рассказал корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Пашков.

Пашков: Министру Нургалиеву не стоит изобретать велосипед, а надо съездить и посмотреть на месте, набраться опыта у тех стран, где такие вещи в принципе невозможны. За все время моей работы здесь, в Израиле, ни одного даже близкого для сравнения примера найти просто-таки невозможно. В израильской полиции «фильтры» — психологические, профессиональные, эмоциональные, нравственные — стоят на каждом этапе создания, формирования, обучения, работы израильского полицейского. Самое главное, что на первом этапе, когда люди только собираются попасть в полицию, им необходимо сдать несколько психологических тестов. Они со своими будущими учителями — офицерами и профессиональными психологами — работают над тестами, задача которых выявить, во-первых, тех, кто склонен к излишней агрессии, тех, кто не склонен воспринимать безусловное верховенство закона, и, наоборот, тех, кто слишком слаб, может повести себя трусливо, может стать жертвой шантажа, угроз и так далее. То есть те слабые звенья, которые на различных этапах работы полицейского могут привести и к коррупции, и к беспределу, и к насилию над гражданами, над людьми, которых полицейские обязаны защищать. Это только при поступлении в полицейское училище.

Далее: на всех первых курсах полицейского училища идет колоссальный отсев кадров на любом этапе именно по этим принципам, потому что на каждом этапе на любого полицейского, на любого курсанта, который стремится стать полицейским, заводится личное дело. За ним внимательнейшим образом следят — за его психологией, за его поведением в быту, за его поведением во время стажировочных работы, во время его работы непосредственно в полицейском училище. И на каждом этапе отсеивают огромное количество курсантов, то есть непосредственно на работу в полицию попадают только те, в ком полицейские офицеры уже уверены как в людях, которые не склонны к агрессии, к насилию, но готовы применить силу, только защищая закон.

Непосредственно уже при работе в полиции есть несколько специальных структурных подразделений, задача которых — следить за внутренней обстановкой в органах полиции. Эти структуры не подчиняются напрямую тому же начальству, которому подчиняются действующие сотрудники полиции. То есть с ними невозможно договориться, их невозможно каким-то образом склонить к «пониманию» того, что происходит. Поэтому, наверное, стоит посоветовать нашему руководству не рассуждать, не разговаривать, а действительно послать людей, которые способны воспринимать информацию, и поучиться опыта у тех стран, где полиция не избивает и не пытает собственных граждан.

Здесь понятия «отчетности» как такового нет. Здесь полиция реагирует непосредственно по факту: есть преступление — есть работа по этому преступлению. И надо сказать, что полиция здесь вызывает только уважение. Будь то работа с организованной преступностью, а в Израиле есть несколько семейных кланов, которые зарабатывают нечестным путем, работа по ликвидации проституции или торговли наркотиками, торговли человеческими органами, торговли людьми — всегда полиция ведет себя очень и очень качественно. Громкие, резонансные преступления здесь раскрываются очень быстро. И надо сказать, что не было ни единого случая, когда это преступление бы осталось нераскрытым. И административно-бюрократической отчетности, «галочек» здесь в принципе не существует. Здесь просто не поймут, если вы людям будете про это рассказывать.