ЕГЭ для бакалавра: давать взятку модно

Сразу начну с вопроса: «Какие непреложные плюсы дал нашей стране фурсенковский ЕГЭ, кроме психических срывов, череды самоубийств среди школьников и повальной коррупции»? Ровным счётом никаких.

Более грамотными выпускники не стали. Единый госэкзамен лишь втоптал в грязь да опустил ниже плинтуса всю российскую систему образования. Ах, если бы с таким рвением и сумасшедшим блеском в глазах вся команда Фурсенко направила свои усилия на «поддержание штанов» преподавательского состава… Вот это был бы прорыв.

Не так давно пока ещё министр образования РФ г-н Фурсенко предложил ввести тот самый ЕГЭ для бакалавров. Наверняка, данное «новшество» в очередной раз простимулирует коррупцию в вузах, даже несмотря на то, что этот шаг, вероятно, задуман для восстановления некой справедливости, ведь школьный ЕГЭ практически оставил вузы без очередной статьи дохода.

Судя по итогам десятилетия с момента введения ЕГЭ в школах, можно твёрдо сказать: коррупция при поступлении в вуз снизилась, о чём свидетельствуют данные Росстата. Но вот о побочных эффектах говорят как-то с неохотой. Однако мздоимство и взяточничество перекочевали в школьные стены, а вузы, в свою очередь, не преминули восполнить свои убытки от абитуриентов за счёт доходов от действующих студентов. Впрочем, кому стало хуже, а кому – лучше, надо ещё разобраться.

Интернет-библиотека СМИ Public.ru провела исследование, которое выявило немало досадных фактов коррупции отнюдь не в пользу школ. На сегодня коррупционная составляющая в школах, по сравнению с доЕГЭшным периодом, возросла в 20-25 раз, а количество фактов злоупотреблений и взяточничества в среднем образовательном сегменте увеличивается в арифметической прогрессии.

Как ни странно, но в преподавательской среде даже существует некая установочная ставка для поступления в московский вуз без сдачи вступительных экзаменов. Сумма составляет от 300 тысяч до 1,5 млн. рублей. А покупка ЕГЭ, так сказать, «под ключ», т.е. с правильными ответами на все вопросы, выльется родителям «слабого» выпускника в кругленькую сумму. Но, опять же, всё зависит от региона. К примеру, в Москве – от 50 до 70 тысяч рублей, а где-нибудь на периферии – от 8 до 20 тысяч. В негласной «теневой» статистике (а есть и такая) даже была зафиксирована максимальная стоимость успешно сданного госэкзамена – 150 тысяч рублей (2010 г.).

Кроме всего, в школах осели и коррупционные доходы от системы зачисления бывших школяров через программу престижных Олимпиад. Здесь особенно выдающиеся суммы: от 600 до 650 тысяч рублей за «олимпийскую победу».

С 2001 года (введение ЕГЭ) коррупция возмужала и заматерела, если так можно выразиться по отношению к нашей системе образования. Она фактически пропитала собою весь учебный процесс, став поистине тотальной. Если раньше взятка в виде бутылки коньяку, не особо крупной суммы и предложения своих услуг взяткой как таковой, в общем-то, не являлась, то уж платить за экзамен или зачёт казалось, по крайней мере, диковинкой.

Всё та же российская «теневая» статистика гласит: зачёты и контрольные сегодня полностью перекочевали в систему «цифрового языка». Например, средняя стоимость контрольной работы может варьироваться от 500 до 1000 рублей, текущего зачёта от 150 до 550 рублей, зачёта за семестр – до 1500, экзамена за семестр – до 3000, готовой курсовой работы — от 3000 до 10000, а выпускной экзамен, — примерно, от 5000 до 25000. Если вы – прогульщик и слюнтяй, то решение деканата о допуске к сдаче сессии или не отчислении из вуза опустошит ваш карман на 10000 – 30000 рублей.

Считается, что самый большой объем взяток имеет место быть на факультетах по специальностям «экономист», «юрист» и «менеджер». И что символично, пальма первенства по взяткам – у вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Северного Кавказа. Неудивительно, но факт — размер взятки на Северном Кавказе намного выше столичной. Порой, даже вдвое.

Судя по откровениям некоторых студентов СПбГУЭФ (ФИНЭК), сумма взятки строго пропорциональна сложности экзамена. Например, зачёт по физкультуре стоит 4000 рублей, а по английскому языку – до15000. Студенты платят за всё: и за досрочную сдачу, и за уход в академотпуск. Их откровения, подчас, ввергают в шок. А именно то, что средняя стоимость обыкновенного зачёта составляет от 7000 до 15000, сессии с уже проставленными баллами – до 150000. А перевод с коммерческой формы обучения на «бюджет» — в пределах 1,5 млн. рублей!

Что примечательно, ни один вуз не имеет конкретной, «запатентованной» системы отъёма денег у студенчества. Всё происходит по одинаковой коррупционной схеме. Либо деньги перекочёвывают в преподавательский карман через зачётку, либо мэтры незавуалированно и вполне откровенно рисуют на доске номер своего счёта. Особенной схемой обладают университеты. Здесь присутствует целая коррупционная сеть посредников, то бишь доверенных лиц преподавателей, которые и «решают проблему». Но обвинять во всех грехах только учителей нельзя, — студенты, считающие, что всё можно продать, и всё можно купить, повинны в том не менее. В студенческой среде это даже… модно.

Вернёмся к идее Фурсенко о введении ЕГЭ в вузах. Она полностью противоречит задачам высшего образования. Какие, к чёрту, универсальные тесты?.. Неужели он не понимает, что таким образом собственноручно душит итак уже доведённую до самоубийства систему высшего профессионального образования? Получится так, что большинство выпускников просто начнут натаскивать на конкретные вопросы, тем самым изначально угробив в них самое необходимое качество для будущего профессионала самостоятельно анализировать, размышлять и полемизировать на заданную тему. К тому же, где гарантии, что результаты подобных ЕГЭ не станут очередным товаром, а коррупция в вузах не вырастет в разы?

Вероятно, когда-нибудь наше общество сможет осознать ценность выше указанного предложения, но уж точно не ближайшее десятилетие. Ни для кого не секрет, что ныне действующая система государственной итоговой аттестации очень далека от совершенства и до чёртиков субъективна. Да и к результатам обучения будет весьма сложно подобрать конкретно-определённое единство требований. А ведь в высших учебных заведениях не десять и даже не пятьдесят предметов. Их целые сотни направлений.

К сведению. Согласно официальным отчётам СК РФ, за 2011 год только в сфере образования и науки было возбуждено почти 2000 уголовных дел. Может, для кого-то это не такая уж и страшная цифра, но если судить по количеству уголовных дел, возбуждённых на псевдоспециалистов и псевдопрофессоров, своим невежеством коверкающих и калечащих судьбы других людей, то становится «за державу обидно»…