Украина в русском сознании: двойная идентичность

«Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою…»

А.С. Пушкин

Когда Александр Сергеевич вчеканивал эти строчки в стихотворение «Клеветникам России», мысли его были о Польше. Однако благодаря смысловой и музыкальной точности фраза «спор славян между собою» обрела крылья, охватив ареал всего славянского пространства. Действительно, «домашние славянские споры» не известно, когда начались, и, видимо, нет им конца. Так всегда бывает, когда «наследство — общее».

Московский Издательский дом «Регнум» выпустил в свет книгу, достойную внимания и в своём роде уникальную. Она объединяет две органичные темы, что отражено уже в заголовке: «Украина в русском сознании. Николай Гоголь и его время». Автор этого интересного историко-культурного исследования, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН Андрей Марчуков, обращаясь к читателям, так сказал о своём замысле: «Эта книга — о нас с вами. О нашем культурном и историческом «я». О нашем прошлом и будущем».

Книга родилась как продолжение коллективного научного проекта, посвященного изучению восприятия русским народом различных географических и национальных областей своей страны, а также соседних государств. Тема оказалась целинной, крайне интересной, фактологически богатой, многоплановой. В монографии Андрея Марчукова, на конкретных примерах, рассмотрен феномен восприятия русским коллективным сознанием Украины, показана история и динамика формирования этого образа в ключевой период — первые десятилетия XIX века. Пристально, можно сказать, «под линзой» ученый рассматривает нюансы и направления обозначенного процесса.

Среди персонажей книги — Пушкин и Рылеев, А.Толстой и Гребёнка, Карамзин и Хомяков, Чехов и Маяковский, а также многие другие исторические лица, имеющие отношение к России и Украине. В центре, конечно же, фигура Николая Васильевича Гоголя, вклад которого в дело формирования на русском поле образа Малороссии-Украины огромен по своим масштабам и культурно-исторической ценности.

Не каждый день встретишь книгу с таким интересным дискурсом, написанную с огромным тактом, увлекательную, содержащую уникальные сведения, отмеченную ярко выраженной авторской позицией. Андрей Марчуков решительно и в то же время очень деликатно вторгается в жизненное пространство двух единокровных народов — русских и украинцев, разбирая тончайший узор психологической ткани этносознания, задевая щепетильные вопросы (особенно, учитывая современное восприятие) исторической и культурной традиции истоков славянской общности. При этом в книге ощущается и личный исследовательский азарт автора, и деликатная выверенность научного инструмента, которым он пользуется.

Весь этот захватывающий беллетристический контекст, труд, представляющий еще и несомненную научную ценность, трогательно посвященный автором «маме, Галине Кононовне Марчуковой», вызывает не просто обычный читательский интерес — он «возбуждает любопытство в крови», как выразился незабвенный нравственный учитель и мудрец Федор Достоевский. Писателю принадлежит еще и такая мысль, близкая к теме, затронутой Андреем Марчуковым: «У России только одно оружие для своих славянских братьев – милосердие и благородство». Вот бы прислушались власти предержащие!

Глубоки и волнительны строки, посвященные восприятию русским народом Киева – колыбели, исторической столицы, духовного сердца Руси – России. На одном дыхании читаются главы, где раскрывается поэтический мир Гоголя, рассматривается созданный писателем образ Малороссии, её природы, истории, народа. И, конечно же, особое внимание в книге отводится бессмертной гоголевской повести-поэме «Тарас Бульба», подчеркивается то незыблемое место, которое она по праву занимает в русском сознании. Как нужно сейчас нашему народу великое Слово о Русском товариществе и Русской душе, которое Гоголь вложил в уста казацкого атамана! Знал гений, что говорил, вкладывая в уста своего трагического героя Тараса Бульбы страстные вещие слова: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила Русскую силу!..» Как важно понимать всё это двум народам для осознания взаимной значимости каждого в общей исторической судьбе, для духовного и национального единения нынешних России и Украины!

Книга, о которой идет речь, обогащена интересным зрительным рядом — уникальными, специально созданными для этого издания, картами, тематически подобранными фотографиями и портретами, цветными иллюстрациями, художественными полотнами. Одно из них — картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье», отражающее, как считает автор книги, — «нынешнее состояние русского самосознания и русского духа. На распутье Россия, на распутье и Украина… Вот и задумался крепко витязь: кто он? куда ехать? что ждет в будущем?»

Последний художественный аккорд книги — современная икона Иисус Христос Господь Вседержитель — завершает книгу как смысловой и нравственный императив. «В нем смысл и цель жизни – и для каждого человека в отдельности, и для народа в целом, и прежде всего для народа Русского», — пишет автор. По мысли Андрея Марчукова, от осознания и принятия этого основополагающего императива сами собой станут понятными и все прочие задачи и приоритеты — геополитические, культурные, социально-экономические и другие, ибо именно в Православии Россия и Малороссия становятся Святой Русью и Русскими народом, достигая того многогранного и универсального единства, о котором так мечтал Гоголь.

Русские и украинцы прошиты суровой нитью родства, привержены зову одних предков, вышли из единого этно-исторического лона. Они имеют общий генетический, ментальный, конфессиональный код – залог их изначального и вневременного единства.

…Настал исторический час, и на карте мира появилось суверенное Украинское государство. Но если карту можно прочертить, то невозможно «прочертить» кровь человеческую, выделить из нее «национальную компоненту». И вот бегут в ее потоке навечно сцепленные гены, взывая память о фенотипах, возникающих у индивида на определенной стадии развития. И никуда не деться от образа двойной идентичности, который, как родимое пятно, невозможно утратить и в условиях современной реальности двух суверенных государств. И, конечно, соглашаешься с автором, подчеркивающим тот факт, что «современность — всего лишь результат того, что делалось в прошлом и закладывалось до нее»…