Закон о здравоохранении, которому суждено заработать

Здоровье россиян, похоже, была одной из главных тем ушедшего года, но предвыборные дрязги отодвинули эту важную для людей тему в тень, чтобы летом она ворвалась на полном ходу в нашу жизнь.

2 декабря 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закон был принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года.

Федеральный закон направлен на уточнение порядка реализации программ модернизации здравоохранения, в 2011-2012 годах, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как скора на штампование законов была ушедшая Дума, что закон еще не заработал, а уже затребовал изменений.

Главная претензия к законопроекту на стадии его длительного обсуждения в Государственной Думе, это фактический переход к платной медицине. В реальных условиях нашей действительности платная медицина уже давно, и закон только устраняет уголовную ответственность за поборы в поликлиниках и больницах продолжавшиеся все время. Борьбу реальную, дающую результаты, никто не вел, изредка констатируя единичные случаи воровства. А, после принятия закона пропадает необходимость этой борьбы. Все по закону. По закону, но не по Конституции, где бесплатная медицина гарантирована.

В законе всего лишь не указаны границы дозволенного для платной медицины. Что в нашей стране является разрешением брать плату за все услуги оказываемые лечебным учреждением.

По словам Леонида Рошаля: «Россия в скором времени может потерять систему здравоохранения, гарантирующего, согласно конституции, бесплатную помощь гражданам»,- сказанным «Независимой газете» еще перед принятием закона.

Авторы законопроекта из министерства здравоохранения, на протяжении всего времени обсуждения, заявляли, что он создаст предпосылки к строительству «современной и эффективной системы российского здравоохранения». В чем это выражается, не ясно до сих пор, а действительность неумолимо доказывает обратное.

Эксперты считают основным достижением закона, является определение прав пациентов, его право на выбор лечащего врача и лечебного заведения. Это ни как не стыкуется с действительностью. В сельской местности одна поликлиника, с катастрофической нехваткой медицинского персонала, и как в таких условиях сделать выбор? В городах, в хорошую поликлинику ринутся больные, и как быть с ними. А, закон дает выбор, вот только дает ли?

Законом были внесены изменения в механизм осуществления взаиморасчётов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, где они застрахованы, с учётом затрат на внедрение стандартов медицинской помощи. Не более того. Вопросы по статьям закона, ухудшающим нынешнее положение пациентов, стоят также остро, как и ранее.

Про финансовую составляющую особый разговор, он все равно как приговор. По подсчетам председателя правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбековой к нынешним ежегодным ассигнованиям примерно в 1,5 трлн. рублей потребуется как минимум еще 1 трлн. рублей, для оказания помощи в соответствии с современными стандартами. Бюджет трещит по швам уже сегодня, на будущее улучшение рассчитывать не приходиться. Из-за недофинансирования не будет решаться самая главная проблема, это нехватка квалифицированных кадров в государственных медицинских учреждениях.

Закон определяет степень ответственности за охрану здоровья граждан для врачей, для работодателей, для администраций областей и регионов, для муниципалитетов. Не остался без ответственности и сам пациент. За Федеральной властью закрепляется общее руководство и контроль в области здравоохранения и всё.

Также декларируются гарантии предоставления бесплатных лекарств определенным группам населения (инвалидам) при определенных заболеваниях. Перечнем этих лекарств и групп людей, нуждающихся в бесплатных лекарствах, будут определять местные власти в регионах. Как они это делают известно всем, кто когда-либо сталкивался с этой проблемой. И хотя начальник управления организации обязательного медицинского страхования Светлана Кравчук рассказала «Утру России», что в ближайшее время больницам добавят денег на закупку лекарственных препаратов для пациентов, скажется ли это на улучшение обеспечения большой вопрос.

Критика закона о здравоохранении доносилась из всех средств массовой информации. Осуждали принятие закона и врачи, и видные деятели науки, и простые граждане. Несмотря на такое, ярко выраженное недовольство народа, все поправки и требования были проигнорированы полностью.

Закон вступит в силу летом этого года и граждане, придя к врачу с болезнью или с жалобой на недомогание, будут уходить с головной болью, обусловленной поиском денег на оплату врачебной консультации или помощи. А вот на оплату неотложной скорой помощи у депутатов руки не поднялись. Видимо из-за боязни, самим побывать в шкуре народной.