Общество нуждается в подлинной элите

Редкий оппозиционер хоть раз в жизни не посетовал на «низкое качество человеческого материала».

Либералы, например, откровенно говорят о том, что народец неплохо бы поменять; противореча собственной идеологии, вторят им и националисты; да и вообще, называть большинство людей «быдлом» и «вырожденцами» — своеобразное «правило хорошего тона» в околополитических кругах. Но, вопреки мнению его носителей, подобное убеждение выдаёт как раз несостоятельность их претензий на элитарность. Новая элита обществу действительно необходима, а её формирование можно назвать основным вопросом современной России. Поэтому хочется подробнее остановиться на данном понятии и постараться обозначить, что значит подлинный принцип элитаризма.

Конечно, у каждого мыслящего человека сегодня присутствует искушение объявить всех окружающих падшими существами, потерявшими человеческий облик, и, оправдывая себя этим, преследовать собственные эгоистические цели. Можно стать одним из политтехнологов, можно добиться власти, влиться в существующую псевдоэлиту и играть по её правилам, используя остальную часть общества как расходный материал. Но для человека с подлинно элитарным сознанием это означает предательство себя, измену собственной личности. Если хотите, отказ от «первородства».

Действительно, степень разложения общества сегодня достигла впечатляющего масштаба, иногда может казаться, что из кризиса нет выхода. Тем не менее, видя подобную ситуацию, настоящий представитель элиты чувствует ответственность за происходящее, переживает это как личную трагедию и ищет пути её преодоления. Он осознаёт, что современное общество находится в столь плачевном состоянии как раз потому, что оно, по сути, обезглавлено. Большинство людей, стоящих во главе него, не выходят за рамки чисто материальных ценностей, соответственно, они не могут быть силой, направляющей народ к глобальным целям и способствующей его совершенствованию. Внешне вполне здоровый человек, лишённый разума, деградирует. То же самое происходит и с социумом, лишённым подлинной элиты.

Созидательная энергия народа скрыта; она находится в пассивном, сонном состоянии. Этот потенциал не реализован, и только через отдельных представителей масс иногда выплёскивается наружу в виде стихийных поступков, слов, творческих откровений и т.д. Лишённое системности, всё это оказывается пустым, а то и деструктивным, особенно если эксплуатируется враждебными субъектами. Подлинная элита призвана разбудить энергию, хранящуюся в массах, и направить в конструктивное русло. Отличительная черта элитарных личностей в том и состоит, что они способны чувствовать нить, проходящую сквозь историю народа, и творчески продолжать её, ведя за собой общество к его великой цели. К цели, которая созвучна воле народа. В этом смысле «национальная идея» является не тем, что можно придумать, но тем, что можно найти, выразить. Элита как раз выражает идею, облекает её в политический проект. Таким образом, её энергия оказывается созвучна энергии общества, и этот синтез рождает крупные свершения, даёт силу для прорыва к новым вершинам.

Такова миссия настоящей элиты, но сегодня она не реализована. Не реализована потому, что ведущую роль играет псевдоэлита, которая такую миссию на себя брать не желает. Она – приверженец «гедонизма», в то время как подлинно высший слой общества живёт согласно принципу идеократии.

Принято говорить, что сегодняшнее общество аморфно и не способно к реализации масштабных проектов. Но для подлинной элиты это задача, а не приговор или повод бездействовать. Проблема не в отсутствии способности к воплощению проекта, а в отсутствии самого проекта. Функция элиты в том и состоит, чтобы мобилизовать народ, направляя его, как стрелу, к назначенной цели. Эта цель представляет собой народный идеал, влекущий его сквозь века и представляющийся в форме различных проектов. Таким образом, элита обозначает образ будущего, к которому стремится и за который борется всё общество.

Сегодня новая элита (в настоящий момент формирующаяся как контрэлита) должна почувствовать нерв истории и дать обществу глобальный проект, миссию. Только так можно разбудить созидательный потенциал, ныне пребывающий в коме. Социум – это сверхсложная система, и потому только наличие почти невыполнимой с точки зрения повседневности задачи может привести в движение скрытую в её недрах энергию. Именно об этом говорит С.Е. Кургинян в своей книге «Исав и Иаков», когда напоминает, что в сверхсложной системе наращивание задания подводит её не к точке насыщения, за которую её возможности зайти не могут, а к точке совсем иного рода. Её можно обозначить как «прорыв». Причём, происходит он именно тогда, когда сверхсложная система получает цель нестандартную, которую она не может достичь с помощью привычных методов. На банальных целях, вроде удвоения мифического ВВП или повышения абстрактного благосостояния, потенциал сверхсложности спит. Разбудить его можно только путём правильного наращивания задания – в нашем случае, путём мобилизации на реализацию глобального проекта, мессианской идеи. Тогда социальная система задействует свою скрытую до поры тонкую структуру, хранящую огромный потенциал.

Правда, здесь важно учитывать, что прорыв произойдёт лишь в том случае, если элита будет адресовать свой посыл именно к своей сверхсложной системе, с её особыми точками и ключевыми потенциалами. То есть, прочувствует и выразит идеал именно своего народа, будет созвучна именно его духу. Иными словами, необходимо почувствовать и понять тот стержень, который оставался неизменным на протяжении всей истории России, оформляясь в различных проектах или приспосабливая их к себе. Идея, которая консолидирует и мобилизует общество, проходит красной нитью через нашу историю, связывая её в единое целое. То есть, не надо надеяться на то, что мы позаимствуем глобальный проект у других. Нам предстоит большая интеллектуальная работа, в результате которой должна выкристаллизоваться подлинная идея, которая даст силу для воплощения нового евразийского проекта.

Именно в ходе такой работы должна оформиться и сама подлинная элита. Оформиться из тех, кто последовательно постигает суть послания, с которым наш народ обращается к миру на протяжении веков; кто достигает самых глубин этого послания, осмысляя всё произошедшее, отсекая и противодействуя деструктивным тенденциям и проектам, созидая новое пространство мысли и духа. Из тех, кто за перипетиями народной судьбы увидит образ будущего, а увидев, направит в пространство политики, переформатируя это пространство в соответствии с глобальной миссией. Причём, это вовсе не значит, что придётся заменить весь политический класс. Главное – сформировать ядро контрэлиты, способной запустить новую тенденцию в политической жизни. Как только она станет определяющей в политическом процессе, этот процесс начнёт вовлекать и определённую часть нынешней элиты, пока вынужденную подчиняться законам существующей системы. Как отмечает А.Г. Дугин в статье «Парадоксы воли или малый народ Евразии», в действительности «нынешняя «элита» лишь в небольшой своей части состоит из сознательных агентов влияния Запада, полностью и до последних глубин ангажированных атлантистскими стратегиями по нанесению России сознательного ущерба. Подавляющее большинство «малого народа», обладающего реальной волей (волей среднего уровня), настроено авантюристично-прагматически и при определенных условиях готово к различным идеологическим виражам». Главное – отразить высшую волю национальной истории «в емких формулировках и на этом основании выработать своего рода доктрину, способную сплотить часть «малого народа» в единую эффективную систему, опирающуюся на благоприятные для нее самой национальные энергии и ведущую к новому этапу национального утверждения».

Для дальнейшей жизни и развития общество нуждается в подлинной элите, состоящей из тех, кто готов служить Идее. Только с опорой на принцип элитаризма можно преодолеть кажущееся фатальным сползание в пропасть исторического небытия.