Пятая часть российских вузов «пойдет под нож»

Процесс количественного сокращения российской высшей школы, запущенный Минобрнауки по велению высшего руководства страны, стартовал. Через два-три года он выльется в то, что бесследно исчезнут около 20% вузов и 30-35% их филиальной сети. По оценкам независимых наблюдателей, это обернется сокращением бюджетных студенческих мест не менее чем на 50% (хотя чиновники это и отрицают) и огромного числа преподавателей.

В минувший четверг в главном корпусе МГТУ им. Баумана ректоры ведущих российских вузов и представители Минобрнауки собрались на заседании совета Ассоциации ведущих вузов России, чтобы в последний раз обсудить критерии, по которым будут определяться неэффективные вузы, сообщает «Газета.ру». Перечень слабейших вузов будет готов уже к 1 ноября. После этого, как уверяют в министерстве, их ждет дополнительная подробная проверка. А окончательное решение о том, какие вузы сохранить, а какие реструктурировать, руководство страны примет в марте 2013 года.

Напомним, в июле президент Владимир Путин заявил: «Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие вузы. Программа их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года».

Спустя некоторое время по этой же теме отметился и премьер Дмитрий Медведев (сын которого в этом году как раз окончил школу и подал документы сразу в несколько высших учебных заведений): «Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки», — заявил Медведев на заседании «открытого правительства» по вопросам образования. «Карфаген должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть реорганизована, а в конечном счете закрыто. Это мое глубочайшее убеждение», — сказал премьер.

После этого министр образования и науки Дмитрий Ливанов пояснил, как этот процесс будет протекать. По его словам, в этом году министерство планирует провести мониторинг заведений высшей школы и по его результатам установить качество их работы. При этом министр уверял, что перед Минобрнауки не стоит задача сократить определенное количество вузов – а скорее, послать сигнал тем из них, кто не отвечает современным требованиям. Правда, министр тут же не исключил, что «некоторые вузы могут прекратить свое существование». Это «некоторое» ведомство и оценило в 20% вузов и 30-35% их филиальной сети.

Тут сразу стоит пояснить, что речь идет исключительно о государственных вузах – частные учебные заведения ведомство Ливанова сокращать просто не вправе. А это значит, что расплодившиеся за последнее два десятилетия «фантомные» частные вузы – которые, как и вызывают более всего нареканий – свою «образовательную» деятельность продолжат.

Что это за учебные заведения, наглядно пояснил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. «Одна из комиссий Рособрнадзора, — рассказал он «Свободной прессе», — пыталась лишить аккредитации несколько вузов. Пришла в один из них. Вуз – одна комната. Члены комиссии попросили: «Покажите бухгалтерские документы». «Бухгалтер заболела». «Покажите библиотеку». «Ключ потерялся». Комиссия составила акт противодействия, обратилась в суд. Прошло три года – ни одного заседания не состоялось. А учебное заведение, находящееся в московском районе Текстильщики, «цветет и пахнет». У него множество филиалов в северокавказских республиках и других регионах страны. Студенты не учатся: платят, получают зачеты и дипломы юристов и экономистов».

«Большая часть таких заведений не занимается учебной деятельностью, — продолжает Комков. — Получив право выдачи государственных дипломов, она просто выдает их за деньги. Доказать, что такой диплом фиктивный, практически невозможно, для этого следует доказать фиктивность самого высшего учебного учреждения. А как это сделать, если оно имеет государственную аккредитацию? Ни в одной стране мира, за исключением России и Китая, коммерческие вузы не выдают государственные дипломы». «Беда в том, — резюмирует эксперт, перейдя к оценке стартовавшего сейчас процесса сокращения вузов, — что сократят не «фантомные» учебные заведения, а нормально функционирующие, но не дающие прибыли». «А все негосударственные «фантомные» останутся, — поясняет Сергей Комков. — И Минобрнауки не в состоянии их ликвидировать. Ранее они получили от государства лицензии и аккредитации. Чиновники выдали эти документы, вероятно, не безвозмездно. Попробуй их теперь закрыть!».

Так что тот «Карфаген», который повелел разрушить Дмитрий Медведев, на деле никаким «Карфагеном» и не является. Ну разве что – «карфагенчиком». Да, за два десятилетия «реформ» в стране увеличилось и количество государственных вузов. И, надо признать, часть из них, действительно, не в состоянии предоставить качественное образование. Но беда в том, что развернувшаяся сейчас кампания по «реструктуризации» государственных вузов грозит закрытию и старых заслуженных учебных заведений. Особенно это касается провинциальных и отраслевых вузов.

Ну а уж о том, как будет протекать эта кампания, нетрудно догадаться по уже имеющемуся «пилотному» опыту «реструктуризации» высшей школы (выборочное «укрупнение» госвузов стартовало еще в 2008 году). «Наш университет прикладных биотехнологий, — рассказал «Московскому комсомольцу» бывший аспирант (и бывший преподаватель) этого уже бывшего московского вуза Егор Буданцев, — слили с Московским государственным университетом пищевых производств (МГУПП). И это привело к трагическим последствиям: преподавательский и научный состав сократился наполовину; обещанное повышение зарплат обернулось уменьшением. В общежитии же вообще творится беспредел: студентов выселяют в ветхие здания, а в хороших селят людей, не имеющих отношения к вузу». «А тех, кому все-таки дают места, — уточнил бывший студент вуза Владислав, — впихивают вчетвером-впятером в комнаты, рассчитанные на трех человек».

А вот итог еще одного «слияния»: «После присоединения нашего Всероссийского заочного финансово-экономического института к Финансовому университету, — рассказала изданию Зоя Денисова, — оплата за обучение выросла сразу на 30%, хотя до этого нас уверяли, что она будет расти лишь на величину инфляции. Не стало аспирантуры. А с 1 октября начнется сокращение наших кафедр. Это — конец нашей школы».

Как выяснила «Газета.ру», для быстрой оценки качества вузов Минобрнауки предложило пять основных критериев, которые и были представлены на упомянутом заседании совета Ассоциации ведущих вузов России. В сфере образовательной деятельности – это средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, обучающихся на бюджетных и платных отделениях. В сфере научной деятельности – это объем НИОКР в расчете на одного педагогического работника. Третий критерий – «международная деятельность», — который определяется пропорцией числа иностранных студентов (не считая из стран СНГ) к общей численности студентов вуза. «Финансовую устойчивость» вуза предложено оценивать по размеру доходов из всех источников в расчете на одного педагогического работника. И последний, пятый критерий – «хозяйственная деятельность» – будет оцениваться по объему площадей помещений, находящихся в праве собственности или в оперативном управлении. Все вузы, которые не пройдут по любым четырем критериям из предложенных пяти, попадут в «группу риска».

Характерно, что предложенный Минобрнауки перечень критериев вызвал обоснованные опасения даже у ректоров ведущих российских вузов, которые, казалось бы, не должны опасаться, что их учебные заведения «пойдут под нож». Ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров, например, напомнил, что в вузах, обслуживающих нужды военно-промышленного комплекса, показатели количества иностранцев будут весьма «специфичные». И потому по критерию «международная деятельность» такие вузы заведомо проиграют более слабым, но не «режимным» учебным заведениям.

Ректора прославленной Бауманки, впрочем, успокоил ректор СПбГУ Николай Кропачев: «Мы сейчас обсуждаем критерии попадания в группу риска – неужели вы думаете, что Бауманка туда попадет?». Ректоры отметили и тот факт, что вуз некорректно оценивать по качеству абитуриентов. «Мы должны оценивать вуз по качеству студентов», – заявила ректор СВФУ им. М.К. Аммосова Елена Михайлова. «Идет мониторинг, и сбор идет по тем критериям, которые мы обсуждаем, а других критериев нет», – парировал Кропачев. «Климов (замминистра Александр Климов, курирующий в ведомстве Ливанова высшую школу. – KM.RU) – это же не святая корова», – возразила Михайлова. На что Николай Кропачев ответил весьма иносказательно: «Если нет молока, то нет молока, если есть – пользуйтесь тем, которое есть». Присутствовавший на совещании Климов, в свою очередь, пообещал в следующем году вернуться к вопросу о том, какие критерии хороши, а какие нет, и заверил присутствующих, что обозначенные критерии позволят безошибочно выявить отстающие вузы. Также он огласил план дальнейших действий.

В течение ближайших двух недель будет проведена проверка данных, к 5 октября будут готовы информационно-аналитические отчеты Минобрнауки, а уже к 1 ноября подготовят перечень вузов, которые должны пройти дополнительную экспертизу. Окончательные итоги вузовской «реформы» будут понятны в марте следующего года. «К марту месяцу мы должны представить в правительство соответствующие отчеты, и руководство примет решение», – сообщил Климов. Вот такому плотному графику «реформы» высшей школы придерживается сейчас министерство образования и науки.