Сколько стоят украинские избиратели?

За полгода до парламентских выборов на Украине власть решила купить голоса избирателей. Проверенным способом — путем роста бюджетных социальных платежей малоимущим, преимущественно пенсионерам, и возобновлением выплаты компенсации вкладчикам Сбербанка бывшего СССР в размере 1 тыс. гривен, что составляет примерно 120 долларов.

Бизнес также заработает на многомиллиардных господачках — с целью интенсификации строительного и ипотечного рынка бюджет будет компенсировать коммерческим банкам проценты по кредитам вплоть до выдачи денег для покупки жилья под 2-3% годовых в гривне.

Расчет прост и банален. Пенсионеров, которым обещан рост пенсий — 9 миллионов, а вкладчиков Сбербанка СССР и их наследников — 6 миллионов. Все они являются избирателями и дисциплинировано раз в четыре года выполняют свой гражданский долг, в отличие от индифферентной молодежи.

Седьмого марта, в канун Международного женского дня, президент Украины Виктор Янукович принял участие в расширенном (при участии глав облгосадминистраций) заседании Кабинета Министров, где презентовал свои «новые социальные инициативы», которые должны привести в итоге к новому качеству государственной социальной политики.
В этот день народ Украины также узнал (для многих это оказалось новостью), что политика модернизации страны, которую проводят власти, уже дала свои результаты. Несмотря на мировой экономический кризис, который бушует в Европе уже не первый год. Это оптимизация финансовых расходов, вывод экономики из тени и рост экспорта более чем на 30%. Еще избиратели узнали, что последние два года Виктор Янукович прямо таки не вылазит из зарубежных вояжей, где ищет рынки сбыта для отечественных товаров и услуг. Последний пассаж гаранта, свидетельствующий о его высокой популярности у зарубежных коллег, вызвал дружный гомерический хохот у многочисленной журналисткой тусовки, слушающей выступление президента в Доме правительства. Это же надо быть таким нескромным!

Но вернемся к сути предложенных господином Януковичем «грандиозных» социальных инициатив и новаций. Что дает нам основания связывать их появление с предвыборной тематикой? Их сумбурность, бессистемность, отсутствие целей (кроме одной), озвученного инструментария и ресурсов достижения проставленных параметров. Важно отметить крайне либеральный характер предлагаемых изменений. В том числе в сфере образования, где формировать заказ предлагается большому бизнесу, то есть олигархату. А также тот момент, что большинство посткомментаторов, в том числе профильного министра и главу НБУ, по большому счету интересовал один единственный вопрос — сколько потребуется денег на реализацию президентских инициатив и хватит ли их до выборов.

Виктор Янукович в своем выступлении поставил больше вопросов, на которые, к сожалению, не предоставил ответов или хотя бы путей их решения. Например, президент предлагает «исправить механизмы перераспределения доходов в обществе» для сокращения ужасающего разрыва между бедными и богатыми в стране. Как? Он говорит, что нужно «максимально отменить льготы для тех, кто в них не нуждается». А таких, по словам директора института демографии и социальных исследований Эллы Либановой, большинство. На Украине «10% самых бедных получают 2,8% всех льгот, а 10% самых богатых — 23% всех льгот». Но как именно он это собирается сделать, Янукович не говорит.

«Нужно ввести налог на богатство», — утверждает президент. Но как его внедрить, если большинство активов самых богатых граждан страны сосредоточено за рубежом? Может, стоить ввести для миллионеров жесткое налогообложение люксового потребления, как это предлагается сделать в соседней России и уже давно делается во многих странах Запада?

И наконец, Виктор Янукович говорит о переходе к адресному принципу предоставления социальной помощи и к системе социальных услуг. Но как, если на Украине и дальше действует заявительный подход — попросил помощь — получил ее, а не определяющий (как, для примера, в той же Великобритании), когда соответствующие соцслужбы осуществляют перманентный мониторинг потребностей. Как удалось понять из выступления вице-премьера, министра соцполитики Сергея Тигипко, здесь планируется использовать частно — государственное партнерство, когда бизнес предоставляет соцуслуги, а государство их оплачивает. Чем это чревато в наших условиях — страшно даже подумать!

Хватит ли Виктору Януковичу и его команде средств для реализации намеченного? Сергей Тигипко утверждает, что потребуется около 16 миллиардов гривен, учитывая выплаты по вкладам (Сбербанка СССР). Дополнительные средства министр планирует получить от налога на роскошь, а также за счет увеличения поступлений в госбюджет от таможни.
Премьер-министр Николай Азаров также убежден, что правительство справится с поставленными задачами по повышению социальных стандартов. Но ресурсами видит рост экономики, уменьшения «теневого» сектора и повышения производительности труда.

Но что самое занимательное, даже при приблизительном подсчете озвученных 16 млрд. гривен не хватит никак. Виктор Янукович поручил правительству пересмотреть размер пенсий 9 млн пенсионерам, которые вышли на пенсию до 2008 года, чтобы размер выплат вырос минимум на 100 грн в месяц. Получаем 9 млрд. гривен. 6 миллионов вкладчиков Сбербанка СССР, не получивших свою «юлину тысячу» — итого 6 млрд. гривен. А есть еще 1 млн участников войны, которым президент пообещал на 30-50% повысить размер выплат; 173 тыс. членов семей погибших инвалидов войны, которым будут повышены пособия. Почти сто миллионов гривен пойдет на дополнительные страховые платежи для 190 тысяч шахтерам, которым их пересчитают. 1 млрд гривен планируется выделить на новое медицинское оборудование для госбольниц. И этим «хотелки» Виктора Януковича не ограничиваются. Тем временем глава Национального банка Украины Сергей Арбузов заверил: «печатать деньги для выполнения социнициатив президента мы точно не будем».

P.S.
Председатель Закарпатской областной госадминистрации Александр Ледида во время расширенного заседания Кабинета министров 7 марта, посвященного новым социальным инициативам президента «засветил» часы стоимостью свыше 200 тыс. грн. Это «Admiral’s Cup Challenge Regatta» швейцарской фирмы «Corum». Их отличают 12-гранный рант и двойные флажки международного морского кода, выполняющие роль часовых маркеров. 40-миллиметровый корпус выполнен из 18-каратного красного золота.