Мираж гуманизации

C 1 января 2013 года в законную силу вступают поправки в уголовный и уголовно-исполнительный кодекс, суть которых сводится к введению нового вида уголовного наказания — принудительных работ. Когда ГосДума принимала федеральный закон №420 «О внесении изменений в УК и УИК РФ», телевидение и другие СМИ не жалели сил, преподнося его как очередной этап гуманизации российской уголовно-исполнительной системы. Ожидалось, что после его вступления в законную силу должна резко снизиться численность заключенных, отбывающих срок в виде лишения свободы, и уголовно-исполнительная система РФ приблизится к западным стандартам отбывания наказаний.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует проанализировать нововведения в федеральное законодательство с учетом существующих ФСИНовских реалий, которые как известно, сильно отличаются от того, что написано в официальных документах.

Статья 53.1п.6 УК РФ: В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Статья 60.15. п. 5.УИК РФ: В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

То есть в законе предусмотрен механизм замены отбывания наказания в виде принудительных работ на исправительную колонию. Как это происходит в реальности известно на примере многих колоний-поселений, где давно уже сложилась печально известная порочная практика — тем осужденным, кто, прибыв на поселение, отказывается стать стукачом или выполнять незаконные требования сотрудников, фальсифицируются нарушения, и «нарушители» отправляются на этап в ИК общего режима.

Статья 60.1 УИК РФ

1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

Это нововведение в законодательство целиком и полностью скопировано со статьи 73 УИК РФ, регламентирующей порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Пункт 2 статьи 60 УИК с бюрократически-казенного языка на русский переводится примерно так — неугодного ФСИН осужденного могут этапировать из Москвы хоть в Красноярск, написав потом родственникам формальную отписку о «невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах»

3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Представьте себе, как будет функционировать такой изолированный участок при какой-нибудь пыточной колонии. Никто не будет утруждать себя поиском нового персонала – в администрацию исправительного центра войдут те же сотрудники, что работают в соседнем учреждении, а незаконные и бесчеловечные методы, к которым они привыкли в ИК, будут применяться в отношении осужденных к принудительным работам.

Статья 60.7

1. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров.

Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ, но принимавшую закон о принудительных работах партию жуликов и воров этот факт не волнует.

Чтобы не утомлять читателя, далее я не буду цитировать громоздкие формулировки российских законов, написанных нечитаемым канцелярским языком. Вышеприведенных цитат вполне достаточно, чтобы составить свое мнение о принудительных работах.

Исправительные центры, в которых планируется размещать осужденных к принудительным работам, будут мало чем отличаться от обычной колонии-поселения. То же проживание в общежитиях-бараках, те же, доставшиеся ФСИН от советского ГУИНа-ГУЛАГа, правила внутреннего распорядка. Так как в исправительных центрах будет работать меньшее (по сравнению с ИК общего режима и колониями-поселениями) количество сотрудников ФСИН, то, скорее всего, для поддержания внутреннего порядка администрация будет применять проверенный временем метод «разделяй и властвуй» — то есть, как и во многих российских «красных» зонах, будет создана своя внутренняя полиция, состоящая из осужденных-активистов, фактически выполняющая функции администрации ИУ.

Общая численность осужденных, находящихся за колючей проволокой, может быть и снизится, но только за счет махинаций со статистическими данными, так как люди, находящиеся фактически в условиях лишения свободы, будут числиться отбывающими «гуманное» наказание в виде принудительных работ.

Справедливости ради стоит заметить, что в исправительных центрах законодательно предусмотрены некоторые льготы и послабления, например, право свободного передвижения, меньшая по сравнению другими режимами изоляция и т.п. Однако нельзя забывать и тот факт, что такого же рода льготы предусмотрены и на других режимах, но существуют они, как правило, только на бумаге и фактически не применяются. Не исключено, что такая же судьба ждет привилегии, предусмотренные законом для исправительных центров, в которых осужденные будут отбывать наказание в виде принудительных работ.

Следует отметить, что все нововведения, касающиеся принудительных работ, направлены на извлечение максимальной прибыли из осужденного. За любой отказ от принудительного труда осужденный может быть переведен в исправительную колонию со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из заработной платы законом предусмотрены вычеты в доход государства. Питание, одежду и обувь осужденные будут обязаны приобретать за свой счет. Если же средств на приобретение предметов первой необходимости у заключенных не окажется, то деньги на их приобретение ФСИНовцы планируют вычитать из зарплаты заключенного.

В системе ФСИН по старой традиции осужденного не считают за человека. Судьба заключенного для них — это папка с личным делом и строчка букв в казенном отчете, а сам человек, отбывающий срок — всего лишь материал, с которым необходимо работать. Можно сколько угодно говорить о гуманизации, вводить новые, более мягкие виды наказаний, принимать кажущиеся на первый взгляд либеральными законы, но такими методами невозможно изменить что-либо в консервативной пенитенциарной системе, где отношение к заключенному как к недочеловеку формировалось десятилетиями.