Средство от синдрома Брейвика

Митинг протеста против строительства исламского центра в Митино как сигнал для всего российского общества.

Вчера жители московского спального района Митино на редкость массово и весьма эмоционально протестовали против намерения муниципальных властей разрешить строительство в их районе Исламского гуманитарного центра с мечетью. К москвичам, которых в разгар митинга собралось порядка 2 тысяч человек, вышел председатель муниципального собрания района Игорь Кононов и заверил собравшихся, что их мнение будет непременно учитываться при принятии решения о строительстве мусульманского центра. Впоследствии стало известно, что мэрия отменила реализацию проекта.

Своему коллеге вторит другой митинский депутат Владимир Демидко. Он утверждает, что вскоре пройдёт ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ их муниципального собрания, на котором депутаты решат – быть мечети в Митино или не быть.

Напрашивается вопрос: «Кто мешал провести такое собрание прежде? Зачем нужно было доводить дело до стихийных протестных выступлений?». Хотя в подобных вопросах, похоже, нет ничего, кроме всем известной, уже давно ставшей традиционной риторики. Ясно, что мешало.
Митинг жителей в Митино. Фото ИТАР-ТАСС.

С одной стороны – нежелание или даже боязнь избранных представителей населения брать на себя ответственность и «лишний труд», опять же, увы, традиционное стремление большинства депутатов спихнуть с себя общественные заботы и проблемы на чиновников (им, дескать, за это деньги платят, вот, мол, пускай и отдуваются).

С другой стороны – абсолютная неготовность всех слоёв российского общества к переменам, носящим, по сути, глобальный, «тектонический», чрезвычайно конфликтогенный характер. Особенно это проявляется в межнациональных, межконфессиональных, «мультикультурных» социальных отношениях.

С подобным, кстати говоря, неиллюзорно столкнулась Западная Европа, чьи политические лидеры всё чаще отмечают явные признаки банкротства некогда избранной ими политики т.н. мультикультурализма. К массовым беспорядкам, время от времени вспыхивающим в развитых европейских странах, там сейчас примешивается и такой показательно-зловещий «феномен», который европейцы связывают с именем массового убийцы в благополучной и чрезвычайно толерантной Норвегии. И этот «симптом Брейвика» грозит обернуться настоящим синдромом.

Как бы пространно и витиевато ни рассуждали на сей счёт наши доморощенные адепты западных ценностей, ситуация с «мультикультурализмом» в той же Европе складывается так, что её пример для России представляется совершенно неприемлемым. И исходя из актуальных тенденций в нашей стране и за рубежом, и в силу прежнего исторического опыта.

Причём актуальность и традиции, прежде всего в духовно-культурной сфере, у европейцев постепенно становятся всё более явными антиподами. Некогда христианская цивилизация на глазах превращается в свою противоположность (взять хотя бы широко известный запрет на ношение нательных крестиков, введённый на некоторых предприятиях, первертные «браки», такие же первертные громогласные инициативы некоторых «священников» и т.п.). Может ли всё это хоть как-то способствовать межконфессиональному балансу? Отнюдь, ибо сам такой баланс в условиях уничтожения христианских основ превращается в химеру.

Что же касается наших российских реалий, то с Европой у нас самое очевидное общее – мощный демографический спад, присущий как раз «этническим христианам». Однако и в этом плане, как нетрудно заметить, секуляризация – фактор заведомо усугубляющий, влекущий за собой стремительное нарушение прежних демографических пропорций.

По большому счёту в современной России следовало бы учесть «ошибки» Запада, по крайней мере – не развивать, как это предлагают нам «либералы», политику отделения (читай максимального отдаления, отчуждения) церкви от государства. Русская церковь и без того не претендует на вовлечённость в какие-либо политические процессы. При этом в общественные дела, в социальную сферу, особенно в плане гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений, церковь привлекать не только можно, но и нужно.

Тот же конфликт в Митино вряд ли разгорелся бы, если бы муниципальные депутаты и чиновники не решали вопрос о строительстве мечети «келейно», а вынесли бы его на всеобщее обсуждение, с непременным приглашением к открытому диалогу полномочных представителей главных российских конфессий. Причём такой диалог – не только лучший способ решить возможные противоречия, но и лучшая профилактика от какой бы то ни было религиозной радикализации в России.

Православие веками нормально уживалось с исламом. Ничего критически необратимого в этом смысле не произошло, надо полагать, и за предшествующие десятилетия.

То, что глобальные и сугубо территориальные, местные проблемы иногда бывают тождественны, вряд ли может кого-то удивить. Они, по сути, универсальны – что где-нибудь в Марселе, что в спальном московском районе. Однако решение их в России пойдёт по пути, отличному от «марсельского». Думается, что интеграция российских мусульман в традиционные общества русских городов всё-таки станет достаточно успешной. На это нацелены и многие инициативы высшего руководства страны (например, требования знания русского языка и уважения местных обычаев).

Вряд ли кого-то сильно удивляет и то, что в последнее время всевозможные сатанисты существенно активизировали свои атаки на православную церковь в России и на исламские ценности за рубежом. Это совершенно чётко говорит о том, что на подобные вещи существует глобальный политический заказ. Как и о том, что гармонизация межрелигиозных отношений в нашей стране – вопрос отнюдь не второстепенный.

И пока в США снимают провокационные фильмы, а во Франции рисуют карикатуры, России следует озаботиться реализацией комплексной политики по построению в стране общества традиционных (то есть общих для христиан и мусульман) ценностей. Многие проблемы отпадут, когда эти ценности, они и только они станут социальной, культурной, образовательной, информационной и любой повесткой дня.