Для японских атомщиков увеличена предельная доза облучения

Япония увеличила предельную дозу при чрезвычайных ситуациях для работников атомной промышленности.

Японские правила по защите персонала после внедрения рекомендаций ICRP-60 исходят из принципа, что максимальная эффективная доза для атомщиков должна составлять «100 мЗв за пять лет, и не более 50 мЗв в течение одного финансового года».

В более привычных для многих единицах, это означает «10 бэр за пять лет, и не более 5 бэр в течение одного финансового года». В среднем, это означает 2 бэра в год. Гибкая формулировка требуется по той причине, что характер работ, к которым привлекается сотрудник, год от года может существенно меняться.

До появления ICRP-60, японские станции были значительно грязнее. Однако уже к 2000 году количество людей с дозами, выходящими за пределы «10 бэр за пять лет», существенно сократилось.

В чрезвычайных ситуациях эксплуатирующая организация имеет право, при соблюдении всех формальностей, потребовать от работника выполнять мероприятия вплоть до достижения 100 мЗв, или 10 бэр. Теперь этот предел поднят до 250 мЗв, или 25 бэр. Это всё ещё намного ниже доз, при которых могут начаться вредные для здоровья человека последствия.

Сотрудник, набравший предельную дозу, должен быть отведен с площадки и не может более принимать участие в ликвидации аварии — таково требование норм и инструкций. В условиях, сложившихся на АЭС «Фукусима Дайичи», старый предел сдерживал действия персонала и негативно сказывался на ситуации.

Некоторые из необходимых или желательных операций по дозозатратам приблизительно равнялись старому пределу — то есть, выполнение одной операции означало «потерю» одного человека.

Персонал

Компания TEPCO отказывается давать публичные комментарии о персонале, находящемся в эти дни на АЭС «Фукусима Дайичи».

Газета «Нью-Йорк Таймс», опросившая американских экспертов, предполагает, что компания могла обратиться за помощью к пенсионерам и сотрудникам других японских АЭС. Один из экспертов даже считал, что компания могла просить персонал добровольно соглашаться на повышенные дозы — но этот комментарий появился ещё до изменения в японских правилах.

Арнольд Гундерсен, в прошлом работавший на американской АЭС «Вермонт Янки» с BWR, вспомнил о своём ноу-хау, придуманном для работ, не требующих квалификации, но сопряжённых с большими дозами. Он нанимал местных фермеров, тренировал их по две недели на макетах, а затем отправлял на операцию. Правда, у Японии двух недель на подготовку нет.

Гундерсен считает, что его японские коллеги вряд ли согласятся на такие дозы, как 50 бэр: «Но если вопрос поставят так — 5 или 7 бэр, то они могут и решить, что риск того стоит».