Митинговые бодания

В понедельник вечером на улицы Москвы вышли как сторонники, так и противники Владимира Путина.

Завершившиеся выборы президента РФ, на которых уверенную победу уже в первом туре с 63% голосов одержал выдвинутый «Единой Россией» Владимир Путин, породили целую волну митингов. Буквально на следующий день после голосования в Москве и многих других городах страны прошли массовые митинги, как в поддержку победителя, так и против него. Впрочем, по мнению большинства экспертов, уличная активность людей постепенно успокаивается, в надежде на обещанные Путиным перемены.

Итак, вечером 5 марта в Москве прошло сразу несколько митингов. На Манежной площади собрались 15 тысяч сторонников новоизбранного президента Путина. Перед ними выступили многие известные политики, например, первый вице-спикер Госдумы РФ, единоросс Александр Жуков или идеолог правящей партии, депутат Госдумы Андрей Исаев.
Примерно в это же время москвичи из противоположного политического лагеря собрались на Пушкинской площади под флагами несистемных оппозиционеров — их было примерно столько же, около 15 тысяч человек. Неподалеку митинговали и коммунисты. Поддержать провалившего президентские выборы Геннадия Зюганова вышли около 200 человек. На этот раз не обошлось без инцидентов: на Пушкинской между собой подрались несколько участников протестного митинга. А у здания ЦИК РФ за незаконную акцию был задержан лидер «Другой России» Эдуард Лимонов.
Прошли митинги и в регионах: там разница в количестве участников было гораздо разительнее. Если на поддержку Путина выходили тысячи человек, то оппозиционные митинги, в лучшем случае, собирали сотни.

Например, в Челябинске поддержать победу Путина вышли 3 тысячи человек, в Ижевске — 5 тысяч, в Горно-Алтайске — 2 тысячи, в Пензе — около 4 тысяч, в Ростове-на-Дону — порядка 3 тысяч. У «несогласных» показатели на порядок скромнее: в Новосибирске оппозиционный митинг «За честные выборы» собрал 200 человек, в Воронеже недовольные выборами коммунисты собрали 300 человек, в Барнауле — лишь около сотни.

Ослабление протестных настроений эксперты связывают с тем, что зачастую организаторы этих акций куда радикальнее самих участников, так называемых «рассерженных горожан».

В частности, известный журналист и политолог Михаил Леонтьев заметил, что несистемщики, которые жалуются на нелегитимность путинской власти пока не доказали собственную поддержку в обществе.

«С какой радости я должен узнавать из прессы как политическое устройство моей страны обсуждается на встречах с Владимиром Рыжковым, представителями «Парнаса» и вождями уличной «гопоты»? — заявил Леонтьев, комментируя требования представителей оргкомитета протестных митингов. — Насколько я знаю, у них нет политического мандата даже от публики на Болотной. Они пользуются весьма ограниченной поддержкой и доверием. Нельзя назвать все эти протестные митинги электоратом Рыжкова и Касьянова».

Замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин, в свою очередь, отметил, что по протестным настроениям сильно «ударили» предложения по либерализации политической системы, исходящие от самой власти. Оставшееся ядро протестов — «люди, для которых честные выборы лишь те, на которых Путин проиграет» — продолжит митинговать. Однако эти митинги станут в разы малочисленнее, и, соответственно, в разы менее привлекательнее, чем раньше.

В заключении стоит отметить, что проведению протестного митинга 5 марта на Пушкинской площади предшествовал скандал. Один из его организаторов, депутат Госдумы Илья Пономарев пригрозил столичной мэрии провести «массовую встречу с избирателями» прямо на Красной площади, что запрещено по закону. При этом он отказался нести какую бы то ни было ответственность, заявив, что все последствия лягут на плечи властей.

Политолог Владимир Шаповалов назвал эти действия «политическим шантажом». «Даже если организаторы и попытаются этот митинг представить как встречу с избирателями — для всех будет очевидно, что это типичный шантаж и проверка власти на прочность», — пояснил он.
Говоря о том, что толкает оппозиционеров на столь радикальные меры, политолог не исключил, что здесь может быть «провокация на применение силы».

«Организаторы незаконной акции, обладая депутатской неприкосновенностью, не боятся, что конкретно к ним может быть применено какое-то юридическое и тем более физическое воздействие со стороны полиции. Они, фактически, подставляют под удар своих сторонников, не защищенным юридическим иммунитетом. Ведь полиция будет вынужденна применить силу, если нелегальный митинг выйдет из-под контроля», — заявил Шаповалов.

В то же время, 5 марта стало известно о нехватке сил у лидеров протестного движения на проведение обещанной ранее череды массовых акций. В частности, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов заявил, что организаторы отказываются от акций 8 и 9 марта, сосредоточив свои усилия на 10 числе.