Минобороны втихую купило в Европе пять VIP-вертолётов

История с европейскими вертолетами, приглянувшимися Министерству обороны РФ, получила новое продолжение. Как пишет газета «Московский комсомолец», ведомство приобрело пять винтокрылых машин европейского концерна Eurocopter — два двухдвигательных AS355NP и три однодвигательных AS350B3. Сделка была заключена еще в 2011 году при неясных обстоятельствах — тендер был объявлен позднее (в начале 2012 года) и в итоге вообще не состоялся. Тем не менее вертолеты были куплены и поставлены в Россию, где оказались брошенными на подмосковном аэродроме Чкаловский.

«Все пять поставленных в июне вертолетов Eurocopter до сих пор никак не оформлены и не зарегистрированы. Никаких полетов не проводится. Это пока просто груда металла. Они находятся на хранении в 929-м ГЛИЦ (Государственный летно-испытательный центр) Минобороны и стоят на аэродроме Чкаловский в Подмосковье», — рассказал источник в ВВС газете «Известия».

В 929-м ГЛИЦе журналистам объяснили, что вертолеты находятся в ведении МТО (материально-техническое обеспечение) ВВС, «они просто стоят на приколе» и дальнейшая их судьба пока не известна. В настоящий момент специалисты военного ведомства заняты переводом летно-эксплуатационных инструкций для вертолетов, которые представлены на английском и французском языках.

Между тем «МК» больше концентрируется на самом факте покупки Минобороны иностранных вертолетов вместо российских и обстоятельствах заключения сделки. В частности указывается на то, что все происходило по странной схеме и не афишировалось. Тендер на покупку был объявлен Министерством обороны в начале 2012 года, однако, по данным источника издания в военном ведомстве, он был лишь ширмой, за которой все это время велись переговоры с Eurocopter. С большой вероятностью можно утверждать, что западноевропейский концерн в объявленном конкурсе вообще не участвовал, пишет газета.

«За этой покупкой вообще стоит весьма мутная афера. Машины якобы сначала купил некий высокопоставленный чиновник, который надеется впоследствии с этого контракта поиметь неплохую выгоду. Затем он то ли передал, то ли перепродал эти пять вертолетов Минобороны для испытаний. Причем в российском представительстве «Еврокоптер-Восток» ничего по этому поводу не знают, так как машины покупались не у них, а непосредственно в Европе», — рассказал журналистам один из специалистов вертолетостроительной отрасли.

При этом если раньше в Минобороны утверждали, что французские вертолеты будут использоваться «для нужд обучения курсантов», то теперь там открыто говорят, что они нужны «главным образом для перевозок высших военных руководителей Минобороны РФ и командования военных округов». То есть в качестве воздушных VIP-такси.

«В общем, получается, что кто-то наверху провернул аферу, а крайними оказались военные, которые теперь не знают, что делать с этими вертолетами, — сказал собеседник «МК». — В армии нет летного состава, который мог бы на них летать, система подготовки для них отличается от нашей, идеология машин — тоже. Как их включить в нашу систему эксплуатации и техобслуживания, которая создана для принципиально других типов вертолетов, — тоже неясно».

При этом у российского авиапрома, которым побрезговало Минобороны, есть достойный аналог продукции Eurocopter — вертолет «Ка-226Т», который сейчас участвует в конкурсе на поставку партии из 197 вертолетов ВВС Индии. Также конкуренцию «еврокоптерам» могли бы составить российские «Ансат» или модернизированный Ми-2 с новыми двигателями, рассказал «Известиям» бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов.