«Хомячок, открой личико Центризбиркому» за 500 тыс. рублей

На сайте госзакупок появился заказ на оказание услуг по анализу социологических исследований по оценке избирателями предвыборной ситуации и прогнозов результатов голосования на выборах президента России. Как сообщает РБК daily, на него из государственного бюджета будет потрачено 499 тыс. рублей. В обзор должны попасть довыборный период и полтора месяца после выборов.

Эти данные будут использованы государственным учреждением «Российский центр обучения избирательным технологиям» при Центризбиркоме для создания психологического портрета среднего протестующего россиянина. Одна из основных целей — узнать, насколько граждане верят Facebook и другим соцсетям. Эксперты рады, что ЦИК, наконец, стал замечать эту прослойку, но заранее скептичны в отношении качества такого анализа.

«Наконец в ЦИК поняли, что пользователи Интернета тоже избиратели, — говорит первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Раньше считалось, что «хомячки» не ходят на выборы, а сейчас стало ясно, что ходят, обсуждают, идут в наблюдатели и вообще проявляют широкую активность». Политолог отмечает, что Интернет стал платформой для разъяснения гражданских прав, именно на веб-страницах размещаются те ролики, которые ЦИК считает фальшивыми. К тому же, напоминает Макаркин, в Сети присутствуют не только люди, придерживающиеся оппозиционных взглядов, но и лояльные власти, и они тоже активны.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов знает, что большая часть подобного заказанного государством мониторинга — формальность, и, как правило, такие исследования некому читать. Впрочем, один из учредителей Лиги избирателей видеоблогер Дмитрий Иванов утверждает, что рад появлению такого запроса. У него только два пожелания: первое — чтобы не потратили на это очень много денег, как на веб-камеры на избирательных участках, и второе — чтобы исследование было честным.

Представитель Российского центра обучения избирательным технологиям Андрей Нелюбов сообщил журналистам, что подобные исследования проводились и относительно парламентских выборов. По окончании исследования должен быть представлен итоговый аналитический доклад, обобщающий результаты социологических опросов, проведенных с 26 ноября 2011 года (момент объявления избирательной кампании по выборам президента) по 15 апреля 2012 года.