С чего вдруг Бойко стал «великим»?

Открытое обращение ученых ЕврАПИ в Московскую Патриархию.

Ваше Святейшество!
Святые отцы, благоверный клир!
Мы, от имени всей академической науки России, исходя из необходимости укрепления Православия, как государствообразующей идеи, учитывая роль Православия в формировании гражданского мира и согласия в стране, единства русского народа, обращаемся к Вам с просьбой дать ответ по провокационной деятельности постоянно превозносимого в российских СМИ «православного предпринимателя» Василия Бойко, в безмерной гордыне, чуждой для православного человека, присвоившего себе приставку к фамилии «Великий».

За самовольно провозгласившим себя «великим» спекулянтом стоит опасная тенденция, свойственная и многим другим финансовым воротилам современности, порочащая и оскверняющая Православие.

В чем суть прецедента Бойко?

Президент Совета Директоров ОАО «Вашъ Финансовый Попечитель» и председатель ОАО «Русское молоко» Василий Бойко (самопровозглашенный «Великим») издал распоряжение, согласно которому государственные праздники 23 февраля и 8 марта объявляются на его предприятиях рабочими днями. При этом «православный» предприниматель особо подчеркивает необходимость управлению кадров проследить за строгим соблюдением данного распоряжения.

Конечно, 23 февраля и 8 марта на протяжении тысячелетней истории России не являлись праздничными днями русского народа. Они не привязаны ни к каким особым датам и особым успехам русских людей, Российского государства. Более того: 23 февраля и 8 марта являются скорбными, трагическими днями для всех русских людей. Поэтому мы поддержали бы широкую дискуссию о праздничных датах в ГОСУДАРСТВЕ РОССИЙСКОМ, выступили бы за перенос дат — ЕСЛИ БЫ РЕЧЬ ШЛА О ДИСКУССИИ. Мы поддержали бы и призыв о признании вышеуказанных дат днями скорби и поминовения, поста и молитвы.

Но когда какой-то приватизатор, неизвестными нам путями (точнее, в общем и целом хорошо известными) в ельцинское безвременье захвативший капитал, собственной волей отменяет государственные выходные дни — это совсем другое дело.

Ведь — если мы спустим ему это дело на тормозах, и позволим прикрываться православной мотивацией — этот барыга вслед за 8 марта отменит и 8-часовой рабочий день, как «проклятое наследие коммунизма». По царскому закону, напомним, рабочий день составлял 14,5 часов, ограничивая царской милостью прежде бытовавший 16-часовой рабочий день.

Бойко, самозвано-«великий», много и охотно комментирует события 1917 года и социализм. Его комментарии плоски, примитивны, отличаются черно-белым подходом. По его версии, которую он, ничуть не стесняясь, навязывает всему Православию, все перемены после 1917 года были совершеннейшим злом, а все, существовавшее до того — столь же безупречным добром. Таким образом, обсуждение и рассмотрение сложной и неоднозначной темы социальных преобразований сведено к проклятию бедным, за то, что посмели быть недовольными.

Но это — с точки зрения науки — уже не Православие, а чистой воды кальвинизм! Отсутствие всякой симпатии и сочувствия к угнетенным и наемным, полное и априорное обеление власть и деньги имущих в ЛЮБЫХ их поступках — это не позиция верующего и думающего человека, а злопыхательство классовой пропаганды.

В лице такой пропаганды со стороны скоробогатых Бойко, Веремеенко, Пугачева и др. гешефтмахеров ельцинизма происходит ДИСКРЕДИТИЦИЯ Православия. Сама по себе ситуация, когда посреди нищеты народной некто, урвавший себе от жизни все, вместо собственного смирения и покаяния (о каком покаянии можно говорить, если человек сам себе титул «великий» присваивает?!) поучает наемных рабов терпению и безволию — ДИКА. Она смердит марксистской пародией на религию, она карикатурна. И кончится она — если сами не пресечем — СТРАШНО.

Как совершенно верно подметил видный русский историк-эмигрант, профессор Федотов, искавший после революции причин и симптомов катастрофы в анатомии дореволюционного организма -«Церковь выбросила социальную этику из своего обихода и умела только защищать власть и богатство».

Насколько понимаем мы, ученые (поправьте нас с богословской точки зрения, если мы ошибаемся) — социальная философия Христианства заключается, прежде всего в расторжении прежде (до и вне Христианства) неразделимых понятий:
1)«Не-Богатый», и
2)«Не с Богом» пребывающий, отвергнутый Богом.

Христианство первым провозгласило о разрыве этой связи (против которой восстает даже корнесловица нашего языка, доставшегося нам от дохристианских времен), чем осуществило величайший мировоззренческий поворот в сфере гуманитарной мысли человечества.

Ликвидация языческой и кальвинистской прямой взаимосвязи между понятиями «бог-атый» и «бого-избранный» породило всю особую культуру христианской социальной деятельности, высокое почтение к НЕ-БОГАТЫМ, но при этом СВЯТЫМ людям.

Сегодня уже и обыденному мышлению вполне ясно, что обладание мирскими благами и близость к Богу — разные, а порой и противоречивые понятия.

Но это стало ясным только после веков христианской социально-просветительской деятельности. Из христианского вероучения о том, что не всякий «не-богатый» в то же время является «бого-отверженным» выросло много ересей, включая сюда и социализм-коммунизм (как одну из ересей христианской цивилизации).

Что мы предполагаем, как ученые, и что просим подтвердить или опровергнуть с Высот Патриаршего престола для внесения ясности в умы простых людей? Ошибаемся мы или нет, но мы предполагаем (на массиве изученной литературы, включая и труды богословов), что ЕРЕСЬ ОПАСНА НЕ САМА ПО СЕБЕ, А СВОЕЙ НЕПОЛНОТОЙ. Этим, как мы предполагаем (и просим Вас уточнить этот момент) — ересь отличается от безумия. Ересь — это осколок, ощепок, сектор (отсюда и слова секта) ПОЛНОТЫ ИСТИНЫ. Это полуправда, заменившая собой ПОЛНУЮ ИСТИНУ, и как ПОЛУПРАВДА, ересь гораздо более притягательна (и гораздо более опасна) чем просто ложь.

Ересь потому и трудно опровергнуть, что она несет в себе частичку, элемент истины — понятной, проверяемой, по научному говоря — верифицируемой.

Поэтому контрпродуктивна такая борьба с ересью, которая не дополняет полуправду до полноты истины, а наоборот, перечеркивает, отвергает и ту половину правды, которую ересь в себе содержала. Это все равно, что желать — «чем неправильная молитва Богу — лучше уж вообще пусть никак не молятся!»

Поэтому нам видится подход к изучению периода социализма в СССР как к ереси христианского происхождения: социализм должнен ДОПОЛНЯТСЯ до ИСТИНЫ, а не отвергаться. Наша задача, как нам кажется — восстановить над храмом социализма снесенные по ошибке купола и кресты, а не в том, чтобы вслед за куполами снести ещё и стены, и фундамент.

В этом смысле пропагандисткая деятельность «православных предпринимателей» кажется антихристианской и кощунственной, подобно тому, как для католиков деятельность певицы «мадонны», играющей крестом возле срамных мест — есть глумление над званием истинной Мадонны.

Ничего хорошего не выйдет, если Вы, Ваше Святейшество, позволите сжечь моральный авторитет Церкви Христовой в потугах «православного бизнеса» прикрыть своё оголтелое стяжательство крестом. Аналог — певицу «мадонну», использующую крест для саморекламы — мы уже привели…

Мы взываем к авторитету святителя архиепископа Сан-Францисского Иоанна, урожденного князя Дм.Шаховского, который писал: «В эмиграции потом я встречался со многими лицами как дореволюционной, так и февральской России. Все они были жертвами, но, как я замечал с горечью, не все принимали на себя нравственную ответственность за все происшедшее, и еще реже доходили до сознания своей вины перед Богом и пред своим народом».

А в его же «Поэме о русской любви» есть такое признание:
«Мы все грешили в старые года
Сословною корыстью, равнодушьем
К простым, живущим в этом мире душам.
Мы помогали братьям не всегда!
И вот стекла дворянская вода,
Изъездив облака, моря и сушу,
Я понимаю, что случилось тут, —
Благословен великий Божий Суд.»

Не повторяется ли история? Не наступаем ли мы сегодня на прежние грабли, впуская в массовую информационную среду «троянских коней» «православного предпринимательства», а иногда и попросту жулья с крестом?

Не уничтожат ли они нравственный авторитет Православия выходками, которые свидетельствуют об их ницшеанском презрении к простому человеку, к его личности, достоинству, праву выбора? Того выбора, который и Бог не отнимает — а они дерзают отнимать?

Поэтому прецедент Бойко — касается далеко не только и не столько самого Бойко, а вообще — всей манеры делать «бизнес на Православии». Пора бы с высоких кафедр пресечь такого рода провокации, отмежеваться от куражащихся, одержимых гордыней нуворишей, ставящих себя на место Бога.
Научный коллектив
Евразийской Академии проблем интеграции, Уфа,
Всего 32 подписи