Рогозин: Расходы на оборону должны быть на уровне 3,5% ВВП

Нагрузка военных расходов на экономику определяется соотношением угроз национальной безопасности и ресурсов, которые позволяют парировать данные угрозы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отметив, что расходы на оборону в России должны быть на уровне 3,5% ВВП.

«России, полагаю, расходов на уровне 3,5% будет вполне достаточно для того, чтобы обеспечить все потребности национальной обороны и безопасности», — заявил Рогозин в интервью газете «Ведомости».

По его словам, чтобы определить разумную предельную нагрузку военных расходов на экономику, необходимо оценить динамику угроз нашей национальной безопасности на ближайшие 30-40 лет, а также политические, географические, экономические и демографические ресурсы страны, которыми можно парировать эти угрозы, передает«Интерфакс».

Исходя из этих прогнозов, военная наука и оборонная промышленность должны определить силы и средства, необходимые для создания наиболее современных образцов вооружений, и оценить, как они соотносятся с прогнозом развития нашей экономики, уточнил он.

Зампред правительства отметил, что в НАТО для стран-членов существует норма военных расходов не ниже 2% ВВП, за исключением США, у которых эта планка значительно выше — 4,7% ВВП в 2011 году — они оплачивают 75% всех оборонных расходов НАТО. Есть также страны, например Саудовская Аравия, у которых расходы еще выше — 8,7% ВВП в 2011 году.

Рогозин пояснил, что к объему госпрограммы вооружений в 20 трлн рублей следует прибавить почти 3 трлн руб. на ФЦП по развитию ОПК: «Эти колоссальные средства призваны компенсировать то хроническое недофинансирование Вооруженных сил, которое имело место последние 20 лет».

Решение проблемы нехватки средств для выполнения гособоронзаказа на 2013 2015 года, когда Минфин предлагал отнести расходы на сумму в 400 млрд рублей на более поздний период, за счет замещения этих средств кредитами госбанков было, по словам Рогозина, найдено совместно Минфином и Минобороны, а Военно-промышленная комиссия при правительстве такой компромисс поддержала.

«Его можно сравнить с переходом клиента банка от дебетовой к кредитной карточке. Мы будем финансировать расходы в счет тех средств, которые бюджет получит в будущем, а сегодня компенсировать лишь процентные ставки по кредитам госбанков», — констатировал куратор ОПК.

Поэтому, указал Рогозин, реализация программы вооружений не будет переноситься, поскольку это взорвет всю ее конструкцию и сорвет модернизацию предприятий.

«Ведь мы не собираемся размещать гособоронзаказ на технически отсталых предприятиях, мы сначала их модернизируем, а затем будем загружать. Думаю, нашим опытом могут воспользоваться и другие отрасли промышленности», — заключил он.

Рогозин также отметил, что компании-производители пока не будут вновь самостоятельно продавать «финальные» образцы военной техники, монополия Рособоронэкспорта оправдана.

«Нынешний порядок вещей сохранится до тех пор, пока оборонная промышленность не преодолеет технологическую отсталость ряда предприятий — думаю, техперевооружение займет три-четыре года», — подчеркнул Рогозин.

По его словам, Рособоронэкспорт действует не в вакууме, а в соответствии с решениями президентской Комиссии по военно-техническому сотрудничеству, в состав которой также входит вице-премьер.

«Все вопросы о том, как, с кем, в каких формах и объемах вести дела, решаются там, в Кремле», — пояснил зампред правительства.

Кроме того, уточнил Рогозин, есть вопросы к качеству продукции, над которым сейчас необходим контроль.

«У наших корпораций должна появиться международная репутация. Ведь на этом рынке соревнуются не танки или пушки, а корпорации — со своим реноме надежности и эффективности. Когда эта репутация появится, тогда этот разговор перестанет быть схоластическим», — считает он.

Отвечая на вопрос о необходимости частно-государственного партнерства в ОПК, Рогозин отметил, что в нынешней ситуации необходима оптимизация — новый архитектурный план развития оборонного комплекса.

«Самые современные предприятия с самым сильным менеджментом должны быть технически перевооружены, а то, что не попадает под перевооружение, должно быть перепрофилировано и продано», — уточнил он.

Частный капитал, по словам вице-премьера, может приобретать часть активов ныне государственных предприятий при сохранении госконтроля: «Частные предприниматели могли бы прийти в эти предприятия со своими средствами, оборудованием и менеджментом, а гарантией возврата их инвестиций и минимизации рисков будет исполнение предприятиями долгосрочного гособоронзаказа».

Для этого, продолжил Рогозин, принято решение о создании при Военно-промышленной комиссии совета по частно-государственному партнерству, куда войдут все крупнейшие предприниматели России.

«До 1 декабря этот совет представит Военно-промышленной комиссии план конкретных действий по привлечению частных инвестиций в оборонную промышленность», — сообщил он.

Цель же, как указал Рогозин, состоит в выстраивании схемы работы со всеми предпринимателями, которые смогут участвовать в работе над гособоронзаказом.