Оборотни не занимаются политикой

Банкир, политик, издатель. Человек, который всегда имеет свою точку зрения и может удивить. Не так давно он отказался ехать на зарубежный форум, объяснив отказ опасениями, что его могут не пустить обратно в Россию. А на днях вообще стал депутатом местного совета в Кировской области. На фоне стремления богачей в депутатство, дающее иммунитет, шаг уж совсем парадоксальный. Что движет Лебедевым в жизни и какой он видит ситуацию в стране, расспросил его спецкор «КП».

— Александр Евгеньевич, вот уж кем вас представить трудно, так это депутатом поселкового совета Слободского района Кировской области. Зачем?

— Ищу свое место в строю. Пока в политике у меня нет должного опыта. Раньше я замахивался на мэрство то в Москве, то в Сочи… Теперь нашел, с чего нужно начать. Я посоветовался с главой области Никитой Белых, и мы выбрали Слободской район. Это не так уж далеко от Кирова — ехать на поезде 13,5 часа и до района еще несколько… Регион тяжелый, дотационный. Из сильных сторон — хороший старательный губернатор. Из слабых — тяжело за вменяемый период времени изменить ситуацию к лучшему… Приведу пример. У меня есть идеи по альтернативным источникам энергии. Допустим, купил я завтра установку по производству пелет из отходов деревообработки. (Пелеты — это такие круглые пистоны-«дрова» для современных индивидуальных систем отопления.) А этих отходов, поверьте, там много. Когда подъезжаешь на поезде к Кирову, из окна видны горы опилок. Но когда я пообщался с главами муниципальных образований (причем мне были отобраны самые прогрессивные), понял — они помогать не будут. А зачем? Им выгоднее топить мазутом и углем, а также ремонтировать старые коммунальные сети каждый год — это, знаете ли, большие по тем масштабам бюджетные деньги.

— Но есть разговоры, что на самом деле у Лебедева проблемы с правоохранительными органами и он ищет убежище… Например, через выборы в провинции, как у нас водится, спрятаться в Совете Федерации…

— Во-первых, у меня нет проблем с правоохранительными органами. Это у оборотней в погонах есть проблемы со мной. Можно вот эту формулировку не менять? Видимо, им нечем заняться. У всех уже все отобрали. Ну не Газпром же рэкетировать? Может быть, это также ответ на расследования «Новой газеты». Некоторым не нравится это издание. Но допустим, а как я спрячусь? Обычно прячутся за границей. Мне что, иммунитет даст Дума Слободского района? Тогда уж лучше мне где-нибудь на Колыме убежище искать. Помните, как при Сталине. Если видишь черный воронок, то беги прямо в Сибирь. Дальше Сибири не упекут… У нас все бизнесмены сразу убегают за границу. Я определился — как бы там кому ни хотелось, не получится. Не уеду! Второе — я не собираюсь ни в какое Федеральное собрание. Если честно, это просто срамотно. Вот там точно прячутся, и всем это известно… У нас в Тульской области, в Поповке (там картофельное хозяйство), через бизнес, через налаживание крупного сельхозпроизводства мы изменили социальную жизнь людей. Хочу и в Слободском районе попробовать. Реально разобраться, как там живут люди и чем они занимаются… В основном это сельское хозяйство, торговля и строительство, но при такой низкой покупательной способности населения не очень разовьешься. Хочу посмотреть, как живут и работают бюджетники, например врачи и учителя… Я много общаюсь с людьми, которые получили высшее образование в последние годы. Слушайте, это кошмар. При всем том, что советское образование было идеологизировано, много времени тратилось на ахинею, но оно было неплохое, оно было каноническое, классическое. Во всяком случае, я не перепутаю Толстого, Булгакова, Тургенева, Достоевского и Конан Дойла. Теперь люди вообще не читают, такое впечатление.

О РАСПИЛОВОЧНОМ ЦЕХЕ СИЛОВИКОВ

— Недавно вы заявили, что отказываетесь ехать в Лондон на международную конференцию, потому что опасаетесь — не пустят обратно в Россию. Это напоминает историю с Чичваркиным…

— Очень даже напоминает, только мы люди разные… Смотрите: кто участвовал в поедании Чичваркина? Изначально наезд был инспирирован неким коммерсантом Е. через замдиректора ФСБ К., а потом вперед поставили милиционеров — все как у меня, один к одному. Некий генерал и коммерсант Е. хотели завладеть компанией «Евросеть». Они пользуются случаем, что милиционеры, с которыми Чичваркин перестал там чего-то делить по «контрабасу» (контрабанде. — Ред.), что-то там недовольны. Одного из милиционеров сажают, и выдвигается легенда — Чичваркиным не ФСБ занималась, это МВД ему отомстило. Это когда МВД за что-нибудь мстило?! Это как «пролетариат отомстил буржуям». Полная ерунда…

У меня точно такая же история. Мы купили разорившийся банк «Российский капитал» за 5000 рублей и провели в нем санацию по просьбе Минфина и Центробанка. И получили на эти цели депозит. Быстро увидели хищения. До того, как мы появились в «Российском капитале», там своровали на 5 млрд. рублей. Деньги просто были выведены на Кипр.

Пришли оборотни, абсолютные коммерсанты в погонах. Бывшие сотрудники ФСБ, которые были крышей государственной Финансово-лизинговой компании. Объем хищений — 500 млн. долларов. Для них «Российский капитал» был что-то вроде отмывочно-распиловочного цеха. У нас 2,5 тысячи страниц документов, с ума сойдем от хохота, читая, что там они вытворяли. Просто пилят все что только можно и отмывают все что только можно! «Бэнк оф Нью-Йорк», липовый импорт, Черкизовский рынок, отмывка через Северный Кипр, где моют только наркобароны из Колумбии. И вдруг случайно появляется идиот Лебедев и начинает расследование. А генерал-лейтенант из ФСБ еще не успел погасить векселей на 50 млн. долларов, нажитых непосильным трудом на службе. Я с ужасом вижу всю эту помойку и начинаю писать бумаги. Первое, что говорит ФСБ, — ничего нет, не наш состав. Потом проходит 1,5 года, я продолжаю ковыряться, потому что непонятно, кому предъявлять убытки. Что-то здесь не так.

Во-первых, когда нас выгоняли, была создана комиссия. В начале зимы 2009 года Медведев говорит о том, что санация банков — важнейшая задача, но деньги надо тратить под контролем. И создает комиссию при Центробанке, куда входит генерал от ФСБ, генерал от МВД и генерал прокуратуры. Эта комиссия начинает ворчать — что-то там Лебедев варганит в «Роскапе»… Он депозит ЦБ уже в карман засунул, распилил и ничего не вернет. Проходит год. На месте еще Елена Батурина с мужем. На месте игорная мафия, которая меня приговорила. И бывают же такие совпадения — Управление «К» ФСБ пишет бумагу эмвэдэшникам, и те говорят: ну да, точно, он украл депозит, он купил кредитный портфель со скидкой, он на векселях нажил и вообще его банк НРБ г…но, а «Роскап» был банк вот такой классный!

— Но депозит-то вы вернули?

— На днях получили от главы Центробанка Сергея Игнатьева официальное письмо, что мы вернули все эти деньги давным-давно.

— Примерно так, думаю, сейчас раскулачивают батуринскую «Интеко». Эти истории не родственны?

— Ну для того чтобы они были родственными, придется сделать вывод, что природа происхождения состояний Батуриной и моего одинакова. Мы с ней похожи?

— Нет. Но там и там — политика…

— Нет у меня никакой политики! Оборотни занимаются не политикой, они прикрываются политикой. Это же так удобно. В городе распространяешь слухи, что есть за твоей спиной большая политическая фигура… Уже до чего договорились! Замначальника Главного управления ЦБ говорит руководителю нашего банка в присутствии свидетелей, что Лебедева «заказал» премьер-министр. Вы в это поверите? А поскольку мы народ пугливый, склонный к мифотворчеству, первое, во что хочется поверить, — в какой-нибудь миф. А ведь есть иные вполне реальные объяснения. Нет никакой нечистой силы, проза жизни. Маленькие желтенькие кружочки, как говорил Остап. Но мой совет оборотням: подождите, за вами приедут в чудной решетчатой карете.

Представьте — Лебедев еще депутатом Госдумы в течение ряда лет расследует дело Финансово-лизинговой компании, только в ФСБ написал 23 письма. Через 2 года МВД возбуждает уголовное дело. Всех участников «праздника» арестовывают. Из ФСБ увольняют четырех офицеров, которые были крышей…

— Как, кстати, прокомментируете схватку Следственного комитета и Генпрокуратуры из-за подпольных казино в Подмосковье? Это борьба со злом или банальный передел бизнеса?

— (Задумчиво.) Понимаете, когда спецслужбы друг против друга работают — это на самом деле неплохо. Боюсь, это единственный способ, чтобы они не загрызли каждого из нас — по отдельности и бесконтрольно. По-моему, вбрасывать материалы в прессу они все-таки должны. Если кто-то присылает в «Новую газету» или в «Комсомолку» какие-то материалы, вы сами разберетесь, убедительные они или нет. А если до решения суда все будет секретно, тогда можно сказать — и Лебедев пусть молчит, пока его там не свинтят и не запрут в камеру «Лефортово». Тогда и Сторчак ( замминистра финансов РФ) правильно 11 месяцев просидел в тюрьме? Ведь ФСБ всем объясняла, что у них есть страшный материал прослушки. Когда терпение лопнуло у суда, они передали наконец аудиозапись адвокатам. А в прослушке и нет ничего! Но продержали Сторчака почти год! Кто ответил?

— А он кому перешел дорогу?

— И снова неполитическое объяснение. Все верят в политическое, что это козни одного вице-премьера против другого… На самом деле правительство приняло решение, что операция с долговыми требованиями к Ливии и долговыми требованиями Кувейта к РФ должны проходить без всяких посредников, без торговли оружием, без скидок и векселей… А там промышляла целая бригада, и Сторчак ей отказал. Бригада сказала: мы его посадим. И посадили. Но, конечно, придумали, что у них есть политический заказ. Вот и вся история. Когда-нибудь я расскажу о причинах этого.

«СОЦИАЛИЗМ ЧУДОВИЩЕН НА САМОМ ДЕЛЕ»

— Как вы отнеслись к словам Кудрина, которые многих удивили? Министр заявил, что честные выборы — непременное условие для нормального развития экономики. Многим, кто считает, что не дело министра финансов — рассуждать о политике, это не понравилось.

— Я к этому отношусь так же, как Ницше. Старик сказал: «Ни за что мы не платим так дорого, как за игнорирование банальностей». Кудрин сказал банальность, но мы эту банальность игнорируем.

— Так же болезненно реагируют и на Ливию. Вроде бы далекая страна, но чем ближе к выборам, тем больше на нее реакции с разных сторон — справа и слева. Медведеву приходится объяснять, что у нас ничего такого не случится.

— Знаете, я бы Ливию не переоценивал. Просто это интересно — живые новости. То, что Каддафи эдакий африканский Геббельс, у меня никогда сомнений не вызывало. Смотрите, в один день утверждает: никаких жертв нет, он давно отдал власть народу и не может уйти в отставку, просит отпустить с деньгами, говорит, что погибнет героем, и т. д.

— Многие сочувствуют Каддафи.

— Что ж, промывание мозгов у нас в стране никто не отменял. В последние годы оно усилилось. Мы весьма невежественная нация. Проще всего ничего не делать и свалить на пиндосов (американцев. — Ред.) все, что с нами происходит.

— Эта цепочка революций разве не объясняется влиянием извне?

— Да не могу я связать это ни с каким явлением. Там влияния извне процента на два. Знаете, революции и без Google происходили. Например, Английская или Великая французская. При чем тут Google-то? Какое было влияние в Великой французской революции пиндосов? Может, Робеспьера вели на эшафот тоже пиндосы? А кто еще, кроме них, мог казнить Робеспьера, когда он сам утопил страну в крови?! Чепуха это все насчет внешних влияний. Выскажу идею, которая в Кремле, возможно, не всем понравится. Если бы действительно это американское влияние было всесильно и на всей планете начали бы работать настоящие парламенты, настоящая оппозиция, нормальные выборы, нормальная судебная система, как это есть и в Англии, и в Европе, и в Америке, вот это было бы здорово. Но насадить это извне, увы, невозможно. Поэтому я жалею, что ни в Египте, ни в Ливии, ни в Йемене, ни в Тунисе американцы ничего не насадят, как бы ни старались. Поэтому египетский народ, сбросив престарелого балбеса, получит военную полудиктатуру.

— Но Пиночет тоже начинал с этого, а потом сделал из Чили приличное государство. Переходный период…

— А американцы тут при чем? Пиночет был неглупым человеком. Альенде был дурным последователем социалистических дурных идей, это точно. Как Чавес… Нет, ничего не хочу об этом Чавесе говорить… Просто представляю, как выглядит Каракас, как там отключается электричество, как там банды в районах бесчинствуют, как там экономика вся разрушена. И на Кубе я бывал не раз. Социализм чудовищен, поверьте.

ГОРБАЧЕВ ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ НА 50 ЛЕТ

— На днях я прилетел из командировки в Волгоград, где губернатор снял мэра. Назначенный снял избранного. И заметил одну странность — обнадеживающая риторика демократической «оттепели», которую мы слышим с верхов, при выезде за МКАД становится непонятной. Впечатление, что на самом деле все идет в совершенно противоположную сторону.

— У нас есть две точки зрения. Одна, условно, — Кудрина (о ней мы говорили). Другая, условно, Суркова — чем меньше выборов, тем на данном этапе лучше и стабильнее. Ну с учетом того, что мы народ невежественный и не подготовленный к выборам, может быть, это правда, не знаю… Я склоняюсь к выборам, к тому, чтобы в них участвовать, даже жертвуя собой. Поверьте мне, большого кайфа от выборов в Москве против Лужкова в 2003 году или в Сочи против «Единой России» нет. Кроме как по шее, ничего не получишь…

Я как-то спорил с Горбачевым. Он говорит: мы прошли 50% пути к демократии. Я говорю: да, к 2004 году было 50, а потом обратно 30 отшкандыбали, поэтому еще 80 придется идти… Приведу пример: среди либеральных политиков много толковых людей. Что будет такого страшного, если позволить их в Думу провести? Дума хоть работать начнет! Разве нельзя на канале ТВ Центр сделать общественное телевидение? Что такого страшного оно будет показывать? Я соскучился по нормальному телевидению. Вот включил Леню Парфенова, он здорово делает передачу «Какие наши годы». Могу «Прожекторперисхилтон» включить. А больше смотреть нечего. Новости не смотрю. Ну неинтересно! У них сегодня заказ показать этого, потом этого, потом опять этого, потом вот того. А мне надо узнать, что там, в Ливии, происходит или чем у нас с НАТО переговоры закончились… В свое время, когда транслировался съезд народных депутатов, я бежал к телевизору. Для меня пропустить «Взгляд» было просто невозможно…

— Но именно эти времена люди вспоминают с ужасом…

— Смотря какие люди. Мы же все разные. Большинство верят Ленину и Сталину. В лозунг «Фабрики — рабочим, землю — крестьянам!». Берут Зимний. А меньшинство верят Бердяеву, Франку и Ильину. Всегда были люди, которые опережали свое время. Горбачев его очень сильно опередил. Если даже про меня один знакомый в Кремле сказал: «Лебедев слишком рано родился» (он имеет в виду, надеюсь, лет 5), то Горбачев, думаю, на все 50.

— А Михаил Сергеевич тоже так считает?

— Горбачев? (Задумывается.) Вот интересно спросить его, переживает ли он, что пожертвовал перспективой быть полутираном и до сегодняшнего дня руководить страной в 250 миллионов человек, окруженной колючей проволокой, рвами, вышками, танками, пушками, производящей 60 тысяч минометов в год… Он бы правил государством, откуда людям нельзя выезжать, где нет туалетной бумаги, где они едят отвратительную колбасу, бухают ужасное пойло, где 40% живут в покосившихся избах? Он говорит: нет, мы будем жить по-другому. У нас будет демократия, вы будете сами выбирать себе лидеров. А народ понял: значит, завтра у корыта мне насыплют гораздо больше. Сидишь у корыта и ждешь. А если в корыте ничего нет, тогда говоришь: у-у, гад какой, из-за него в корыте еды нет. Вот такая у нас психология забавная…