Совет министров Крыма разработал проект закона, по которому вводятся ставки для населения на сбор дикорастущих трав, ягод, грибов, выпас скота, за прогулки по лесу, любительскую видеосъёмку и фотоохоту в лесу. Так, запись голосов лесных птиц и зверей обойдётся в 110 гривен с человека в день, любительская видеосъёмка — в 143 гривны, сбор грибов — 6 гривен/кг, дикорастущих плодов (кизил, боярышник, шиповник, барбарис) — 4 гривны/кг, орехов — 8 гривен/кг…
Как известно, великий комбинатор Остап Бендер из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у граждан. Например, один из них выглядел так (прошу прощения за обширную цитату):
«Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу. Небольшая высеченная в скале галерея вела в конусообразный провал. Галерея кончалась балкончиком, стоя на котором можно было увидеть на дне Провала лужицу малахитовой зловонной жидкости. Этот Провал считается достопримечательностью Пятигорска, и поэтому за день его посещает немалое число экскурсий и туристов-одиночек.
Остап сразу же выяснил, что Провал для человека, лишенного предрассудков, может явиться доходной статьей: «Удивительное дело, — размышлял Остап, — как город не догадался до сих пор брать гривенники за вход в Провал. Это, кажется, единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег. Я уничтожу это позорное пятно на репутации города, я исправлю досадное упущение». И Остап поступил так, как подсказывал ему разум, здоровый инстинкт и создавшаяся ситуация. Он остановился у входа в Провал и, трепля в руках квитанционную книжку, время от времени вскрикивал:
— Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам — пять копеек! Не членам профсоюза-тридцать копеек!
Остап бил наверняка. Пятигорцы в Провал не ходили, а с советского туриста содрать десять копеек за вход «куда-то» не представляло ни малейшего труда. Часам к пяти набралось уже рублей шесть. Помогли не члены союза, которых в Пятигорске было множество. Все доверчиво отдавали свои гривенники, и один румяный турист, завидя Остапа, сказал жене торжествующе:
— Видишь, Танюша, что я тебе вчера говорил? А ты говорила, что за вход в Провал платить не нужно. Не может быть. Правда, товарищ?
— Совершеннейшая правда, — подтвердил Остап, — этого быть не может, чтобы не брать за вход. Членам профсоюза — десять копеек и не членам профсоюза — тридцать копеек.
Перед вечером к Провалу подъехала на двух линейках экскурсия харьковских милиционеров. Остап испугался и хотел было притвориться невинным туристом, но милиционеры так робко столпились вокруг великого комбинатора, что пути к отступлению не было, Поэтому Остап закричал довольно твердым голосом:
— Членам профсоюза — десять копеек, но так как представители милиции могут быть приравнены к студентам и детям, то с них по пять копеек.
Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.
— С целью капитального ремонта Провала, — дерзко ответил Остап, — чтоб не слишком провалился.»
Но куда там Остапу Ибрагимовичу до нынешних постсоветских «великих комбинаторов»! Они знают не 400, а 400 раз по 400 способов отъёма денег у населения, «честных» и не очень, и изобретают всё новые и новые.
Если же говорить более серьёзно… Бывшие республики СССР, да и значительная часть остального человечества, жившая до 1991 года под влиянием левых и красных идей, последние 20 лет переживают, в общем-то, одни и те же исторические процессы. В области человеческих и социальных отношений их можно охарактеризовать как спуск в своеобразный рукотворный ад — регресса, реакции и реставрации патриархальных «ценностей». Подобно тому, как на гербе СССР красовались надписи на разных языках — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», так и на входных вратах этой земной преисподней написано — тоже на разных языках: «Homo homini lupus est. Человек человеку волк. Людина людинi вовк е» и т. д.
Но в процессе этого всеобщего спуска по лестнице, ведущей в никуда, есть отстающие, а есть и свои «передовики». Вперёд вырываются то одни, то другие. Идёт своеобразное «капсоревнование». Вот, например, ещё позавчера казалось, что Россия со своим мракобесным инквизиционным судом над Pussy Riot далеко переплюнула всех и шагнула глубоко вниз сразу через три ступеньки. Но вчера с фланга её обошёл Казахстан — Елбасы (местная разновидность туркменбаши) посоветовал гражданам республики менять психологию, отношение к труду и держать равнение на южнокорейцев, у которых 10-часовой рабочий день. Наверное, на такое рацпредложение Елбасы вдохновил недавний «успешный» и безнаказанный расстрел казахстанскими властями протестующих рабочих…
А нынче, как видим, в лидеры этой реакционной гонки неожиданно вырвался Крым. Взимать плату за пение птиц, сбор грибов, прогулки и фотографии на природе — до такого, кажется, ещё никто в бывшем СССР не додумался!
А ведь можно пойти и дальше — ввести плату за солнечный свет или за воздух. Не составит труда и соответствующее «идейное» обоснование настрочить, строго рыночное: «Ишь, халявщики, привыкли за здорово живёшь бесплатным воздухом дышать! Дышат, кислород переводят, небо коптят, углекислый газ после себя нагло напускают! А кислород — он денежек стоит, между прочим! Его растения производят, а у растений собственники есть (или должны быть, по рыночным законам)! А раз так — извольте раскошелиться в пользу законных воздухособственников, пока вам кислород наглухо не перекрыли! Или дышите азотом и угарным газом — это забесплатно!..»
И соответствующие практические меры: в каждую квартиру — обязательный газоанализатор состава воздуха плюс счётчики на форточки: сколько раз они открываются и на какое время. А потом от собственника воздуха в данном районе приходит счёт, как за газ, свет или воду: платите столько-то. Конечно, всё «по-честному»: если ваши окна выходят на оживлённую городскую автостраду, то вы платите поменьше, а если в душистый сосновый бор — то побольше. Не уплатили за три месяца (или сколько там положено) — приходят судебные приставы, опечатывают вам все форточки, наглухо задраивают щели, и устанавливают принудительную вентиляцию жилища из газового баллона, воздух в котором наполовину состоит из испарений общественных туалетов и мусорных свалок, а наполовину — из выхлопных газов автомобилей в час пик… Дышите на здоровье!
Но самое печальное — при каждом шаге вниз по описанной выше адской лестнице нас клятвенно уверяют в том, что мы уверенно движемся вперёд по пути «свободы» или, по крайней мере, «свободного рынка». И находятся люди, которые до сих пор в это искренне верят. Наверное, они пребудут в этом святом убеждении до самого последнего часа, когда, уже задыхаясь и синея от невозможности платить по счетам за потребляемый воздух, упадут на ступеньки упомянутой подземной лестницы…
Но давайте разберёмся в детском, казалось бы, вопросе: где на самом деле находится свобода и в каком направлении её становится больше, а в каком — меньше?
И тогда по некотором размышлении выяснится, что подлинная свобода — это как раз сфера, где право собственности и, соответственно, рынок, на наше счастье, вообще ОТСУТСТВУЮТ. Ну, например, возвращаясь к приведённому выше примеру — каждый человек свободно дышит воздухом, никому за это ничего не платит — это свобода или её отсутствие? Каждый может (по крайней мере, пока!) любоваться живой природой, солнечным светом, сиянием звёзд и планет, слушать пение птиц, шелест листвы, шум морского прибоя, как правило, не внося за это никакой особой платы, — это свобода или несвобода? Если человек идёт по сельской местности и видит колодец, из которого можно бесплатно напиться и набрать воды (хотя колодец кто-то рыл, строил, значит, вносил свой труд) — это свобода или нет? Свобода. То же и со свободным сбором грибов в общественном лесу, свободной ловлей рыбы в общественной речке — во многих западных странах за всё это надо платить. Спрашивается, где свобода — где платят или где эти блага бесплатны и общедоступны?
Писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, посетившего СССР в 50-е годы, тогда приятно поразило отсутствие привычных ему на Западе заборов с колючей проволокой, преграждающих доступ в «частные владения». Он писал: «Поскольку земля не является частной собственностью, нигде нет заграждений». За последние 20 лет мы, увы, вдоволь насмотрелись, как постепенно обрастают заборами и опутываются «колючкой» с детства знакомые леса, поля, реки… — то, что ещё вчера принадлежало всем и каждому, поскольку было общим. Так что это — «увеличение свободы» или нечто прямо противоположное? Казалось бы, ответ очевиден, не так ли?
Так не в том ли состоит прогресс общественной свободы, чтобы сфера «общего», доступного всем и каждому, постоянно расширялась, насколько это вообще возможно на данный момент? Именно так нас, между прочим, учили некогда в СССР. Правда, за последние 20 лет значительная часть общества привыкла думать ровно наоборот. И даже сейчас многие продолжают упрямо твердить (уже опутанные со всех сторон колючей проволокой, несусветными тарифами, запретами и заборами), что введение частной собственности на принадлежавшие народу недра, леса, луга, реки, озёра и т.д. — это, мол, хорошо и замечательно, поскольку «расширяет экономическую свободу».
Нет, господа, вы перепутали вещи прямо противоположные: свободу с рабством. И если крымские депутаты и могут сейчас соперничать с великим комбинатором в своём циничном «законотворчестве», то именно благодаря этой путанице. Хотя, как говорится, нет худа без добра. И та замечательная наглость, с которой крымские депутаты подают пример своим коллегам на просторах бывшего СССР, вводя плату за сбор грибов и птичье пение, возможно, заставит многих непонимающих понять, наконец, что общественная собственность — это значительно более высокая ступень свободы, чем частная.