Все сдающие ЕГЭ равны, только одни больше, чем другие

В Туве осудили чиновницу, подтасовавшую результаты ЕГЭ дочери должностного лица

Бывшего директора государственного учреждения «Институт оценки качества образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва» Валентину Канкову обвинили в служебном подлоге по ч. 1 ст. 292 УК РФ. Дело рассматривалось в особом порядке, т. к. экс-чиновница не отрицала своей вины и согласилась сотрудничать со следствием.

Дело в том, что в мае 2011 года обвиняемая способствовала успешной сдаче экзамена дочерью одного из министров республики. Девушка сдала пустой бланк, а Канкова заполнила его верными ответами. В июне следователи возбудили уголовное дело; сначала чиновница могла оказаться в заключении на четыре года по статье «Превышение должностных полномочий. Тем не менее дело переквалифицировали на статью «Служебный подлог».

Имя отца девочки держится в секрете. Год назад в прессе появилась информация, что к скандалу причастна дочь министра земельных и имущественных отношений республики Орлана Дугур-Сюрюна. Позднее сотрудники правоохранительных органов уточняли, что следствие оставило чиновника без разбирательства, но свой пост он уже оставил.

В 2012 году двое чинов из астраханских органов образования не оставили без внимания просьбу местных «авторитетных» родителей: их дети без проблем «сдали» экзамен. Начальник отдела развития общих и дополнительных образований Комитета образования и науки Астраханской области и руководитель пункта проведения ЕГЭ заполнили бланки за учащихся. Впоследствии тесты направили на почерковедческую экспертизу. Санкции в отношении нарушителей таковы: результаты теста школьников не засчитываются, и они пересдают его на следующий год. Чиновников же за подобные проступки увольняют.

Рособрнадзор уже предлагал ввести уголовную ответственность за такие правонарушения. Эксперты выдвинули несколько вариантов решения «выпускной проблемы». Во-первых, можно использовать технику, которая блокирует работу в Интернете и мобильную связь: помочь в этом могут, в частности, телекамеры и металлоискатели. Во-вторых, необходимо усилить аппарат общественных наблюдателей. В-третьих, предлагается выносить личности провинившихся на публичное обсуждение. По мнению вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, «они должны страдать не только по административной линии, но и терять лицо в профессиональном сообществе».

Так или иначе, подобные меры уже достаточно эффективно реализованы в некоторых регионах. Однако у чинов остается выбор: подтасовка результатов – не единственный способ помочь любимому ребенку поступить в именитый вуз. Так, пост главы администрации Калининграда пришлось оставить Светлане Мухомор: причиной тому стал скандал, разразившийся в Интернете. Ее сын не набрал даже средних баллов по ЕГЭ, однако умудрился поступить в Балтийский федеральный университет им. Канта. Для зачисления требовалось по меньшей мере 220 баллов, но сыну чиновницы «повезло»: его зачислили и с имеющимися 153.

Уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович придает системе ЕГЭ политический окрас. «Я был в командировке в Норильске и разговаривал с учителями, которые рассказывали, как небедные родители их учеников отправляли детей на один месяц доучиваться и сдавать ЕГЭ в южные регионы, и все у них было хорошо». Но проблема, по словам уполномоченного, кроется не в территориальном аспекте, а в недоверии к результатам ЕГЭ в целом: ведь проводятся же аналогичные экзамены во всех цивилизованных странах. А гражданам России сложно представить, что чиновник, подтасовавший итоги выборов и аукционов, вдруг возьмет и честно проконтролирует сдачу выпускных тестов.

Согласно «Справочнику коррупционера», помощь сдающему ЕГЭ по биологии в ингушской школе стоит от 15 000 руб. Хороший результат по русскому языку в Карачаево-Черкесии обойдется в 100 000, математика – подороже (150 000). В Краснодарском крае обязательные предметы по ЕГЭ будут стоить около 80 000 руб. В Санкт-Петербурге цена вопроса – 50 000 – 80 000 (как договоришься).

Как считает профессор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Марк Левин, в России весьма успешно функционирует иерархическая коррупция: передача денег осуществляется снизу вверх. Существует договоренность между преподавателями и администрацией вуза; ректор в курсе коррупционной обстановки, но существуют четко выстроенные схемы и круговая порука, так что воспрепятствовать процессу довольно непросто. «Мы вам не мешаем, вы нас покрываете» – вот основной принцип этой системы.

Государство ставит во главу угла стабильность и модернизацию. Где-где, а в сфере образования эти тенденции проявляются все отчетливее. Коррупционная система стабилизируется: есть определенные схемы и неуклонный цен рост за счастливое будущее в престижном вузе, спровоцированный, по всей видимости, не иначе как повсеместной инфляцией. Система ЕГЭ далека от идеала, но продолжает отчаянно совершенствоваться. Так, планируется ввести специальные коэффициенты для профильных предметов при поступлении. В июле этого года была представлена двухуровневая модель экзамена, предполагающая, что будущих филологов избавят от умения решать непосильные математические задачи, а инженеры смогут сдавать русский язык по облегченной программе. По мнению специалистов, это поможет учащимся углубиться в выбранную профессию.

Но, несмотря на новшества, результаты далеко не всех выпускников можно без стыда демонстрировать вузовским педагогам. В 2012 году минимальный балл по истории не смогли набрать 12,9% выпускников, по физике – 12,6%, по географии – 8,3%, по биологии – 8,2%; по обществознанию двойки получили 5,9%, по литературе – 4,8%. Вот как комментировал эту ситуацию ведущий эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев: «Система оценки знаний, убивающая образовательный процесс, убивающая школу, – это настоящая беда. Система ЕГЭ сегодня – это система натаскивания школьника на нужное количество баллов. О каком образовании тут можно говорить?»

Опрос, проведенный Левада-центром в 2012 году, позволил проанализировать отношение к экзамену. Сейчас к отмене прежней практики выпускных и вступительных испытаний скептически относятся 41% опрошенных, 38% видят в системе ЕГЭ исключительно положительные стороны. Власть, однако, не зависит от статистических данных и готовится к введению нового Закона «Об образовании», который включает и действующие положения Единого госэкзамена.