Прорехи в законах не позволяют защищать потребителей качественно

Взаимоотношения потребителей и производителей в России находятся на очень низком уровне. Бизнесменам выгоднее ходить в суд, чем поддерживать высокое качество своей работы, считают в ОЗПП, отмечая, что Счетная палата, проведя проверку эффективности деятельности Роспотребнадзора, пришла к такому же мнению: проблемы в сфере защиты прав потребителей связаны с тем, что существенные пробелы в законодательстве не позволяют защищать потребителей максимально качественно.

По словам председателя ОЗПП Михаила Аншакова, во многом деятельность Роспотребнадзора сведена к «полной профанации». В России система госконтроля за качеством продуктов питания разрушена: отменены ГОСТы и сертификация.

В настоящее время запрещено использовать при внеплановых проверках так называемый «эффект внезапности». О предстоящей проверке предпринимателей надо предупреждать заранее. Получается, что недобросовестный продавец, реализующий товары, например, с истекшим сроком годности, имеет возможность устранить нарушения на время, поскольку знает о проверке, а после ее завершения вернуться к предыдущей схеме работы.

Также отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей.

«Должны были ввести техрегламенты, называлось 350–400 необходимых регламентов, но ввели только 5% от требуемого количества за восемь лет. Очень тяжело добиться даже внеплановой проверки. В Европе же достаточно одного звонка. Словом, все очень запущенно», — констатирует эксперт.

При этом Общество защиты прав потребителей отмечает, что граждане пока сами не проявляют достаточной активности. Единственная сфера, где потребители действительно пытаются защитить свои права, — это недвижимость. В отличие от западноевропейских стран и США, в России на нечестных продавцов и владельцев торговых точек в реальности воздействовать практически невозможно. Более того: они всегда могут заявить, что волосы в колбасе – ваши собственные, а жуки заползли в кашу из вашей же кладовки.

Конечно, потребитель может обратиться в суд и взыскать компенсацию морального вреда. С одной оговоркой: если он докажет, что мухи, мыши или какие-то посторонние предметы действительно попали в товар во время производства, что доказать это непросто, отмечают в ОЗПП