Полиция против ВДВ

В минувшую пятницу Щелковский городской суд Московской области приговорил полицейского Антона Рожкова к году исправительных работ за убийство полковника ВДВ в отставке Валерия Раткина. Преступление было совершено в августе минувшего года. Суд обязал стража порядка выплатить родственникам полковника 600 тысяч рублей.

Сослуживцы и близкие погибшего шокированы приговором.

— Не хочется верить, что такое возможно. Мне не нужны деньги Рожкова. Хочу лишь, чтобы он по-настоящему осознал содеянное, а не говорил, как в последнем слове, о какой-то судьбе! — растерянно произнес сын убитого Сергей.

Изначально на 23-летнего сержанта-водителя Щелковского УВД Антона Рожкова возбудили уголовное дело по части 4 статьи 111 УК РФ «Причинение тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего». По ней обвиняемому грозило до 15 лет лишения свободы. Однако позднее следствие применило значительно более «мягкую» статью — 109 УК РФ «Убийство по неосторожности», срок наказания по которой – 2-3 года заключения.

Убитый отставник прослужил в Вооруженных силах 29 лет. Окончил знаменитое Рязанское высшее военное командное училище ВДВ. Начинал службу в роте спецназа. Был замкомандира бригады связи. Последнее место службы — штаб Воздушно-десантных войск.

Согласно материалам дела, к отставному десантнику домой приехал сослуживец, прапорщик Валерий Чеснов, чтобы поздравить с 57-м днем рождения. Раткин выпил с другом и отправился проводить его на остановку автобусов. Там и произошел конфликт с Рожковым. Полицейский с ранее судимым приятелем примчался на «девятке» защищать девушку, которую якобы оскорбили бывшие десантники. Рожков, представившийся оперативником уголовного розыска, пытался затащить мужчин в автомобиль, а затем ударил Раткина несколько раз в голову. Пенсионер упал, ударился головой об асфальт и спустя несколько дней умер в больнице, не выходя из комы.

— Щелковские правоохранители сделали все возможное, чтобы освободить полицейского от ответственности, — говорит адвокат семьи погибшего Денис Мусаряков. — Недопустимо квалифицировать тяжкие телесные повреждения как смерть по неосторожности. Раткин и его приятель на автобусной остановке возле киоска в шутливой форме попросили девушку пропустить их без очереди, сославшись на свой возраст и заслуги. Девушка, не сказав ни слова, отошла в сторону, достала мобильный телефон и кому-то позвонила. Через пару минут к остановке подлетела машина, из которой выскочили двое молодых людей.

Рожков во время судебных слушаний вины не признал. Когда начались прения сторон, прокурор попросил для полицейского лишь один год исправительных работ и компенсацию в 500 тысяч рублей для семьи Раткина. Суд учел в качестве смягчающих обстоятельств наличие у Рожкова грудного ребенка и положительных характеристик.

Ошарашены приговором и в Союзе десантников России. Исполняющий обязанности председателя организации Валерий Юрьев говорит, что Союз направит в правоохранительные и судебные органы обращение с просьбой ужесточить наказание убийце: «Я учился с Раткиным в училище, служил с ним в 45-м полку ВДВ. Он был отзывчивым, справедливым человеком. Никогда не конфликтовал. В семье – трое детей. Его убил полицейский, действовавший в паре с уголовником, только-только «откинувшимся» с зоны.

— Рожков упорно твердил во время судебного процесса, что не прикасался к полковнику, — продолжает Денис Мусаряков. — Даже судья, который впоследствии оставил убийцу почти безнаказанным, не выдержал: «Посмотрите, выводы экспертизы утверждают, что потерпевшему нанесли удары. Как вы это объясните?». Рожков ответил: «Логически объяснить не могу, но я его не бил». Правда, в конце процесса произнес: «Я бы хотел извиниться перед потерпевшей стороной, я такого не хотел».

Ни следователи, ни прокурор, участвовавший в процессе, не смогли объяснить причину, по которой изменили Рожкову статью на менее тяжкую. Я вправе предположить, что имел место сговор между полицейскими, прокурором и судьей. Разумеется, это лишь предположение. Но надо отметить: полицейские очень часто уходят от наказания благодаря судьям. Чем дальше от Москвы – тем чаще такое случается.

В апреле прошлого года избавил стражей порядка от ответственности за убийство бывшего военнослужащего ВДВ суд города Сарова Нижегородской области. По версии следователей, участковые забили задержанного Сергея Титорова насмерть, заставляя его подписать протокол об административном правонарушении. В результате избиения у Сергея образовались множественные кровоподтеки, перелом трех ребер и разрыв селезенки. Потерпевший скончался в реанимации клинической больницы Сарова «от геморрагического шока, вызванного острой кровопотерей в связи с разрывом селезенки». Погибший прошел «горячие точки», в одной из которых получил ранение, имел боевые награды. Однако судья решила, что обвинения, предъявленные правоохранителям, не подтвердились, и вынесла им оправдательный приговор.

В день вынесения приговора Рожкову, В Воронеже, действия полицейского, угрожавшего одному из местных блогеров убийством, признали… проступком.

По словам блогера Василия Говорухина, он обнаружил на странице сотрудника одного из отделов полиции города надпись: «Я последняя тварь! И горжусь этим!!!» Василий порассуждал о моральном облике местных полицейских в своей группе «Новости в Контакте»: «Что такого нужно совершить, чтобы назвать себя так?»

Реакция правоохранителя, по словам Говорухина, последовала незамедлительно. Страж порядка прислал на его мобильный телефон сообщение о намерении лишить Василия жизни. Блогер подал заявление в прокуратуру с просьбой возбудить на полицейского уголовное дело по пункту 1 статьи 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью». Ответ получил из ГУ МВД России по Воронежской области такой: «Проступок …, а так же недостатки в организации и осуществлении индивидуально-воспитательной работы с последним будут рассмотрены на комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике…»

— Какая здесь этика, если он откровенно написал: «Оторву тебе голову!», — возмущается блогер.