Коррупция в России до 1917 года

О системной коррупции в РФ в последние годы сказано и написано столько, что нет смысла просто повторять всё это, особенно после публикаций Б. Немцова и А. Навального. Я хочу обратить внимание здесь на два мифа о коррупции: в истории царской России (мол, была повальная коррупция) и в сталинском СССР (мол, коррупция была искоренена), которые бытуют до сих пор. Но сначала всё же напомню о проблеме контроля расходов чиновников и членов их семей в современной РФ.

Все, кто хоть немного интересуется проблемой коррупции в современной России, знают, с каким трудом лишь недавно (в 2009-2010 годы) были введены декларации о доходах чиновников. Но до сих пор не существует деклараций о расходах чиновников и их ближайших родственников. Между тем, декларации о расходах предусмотрены и свято выполняются во всех современных западных странах, что подтверждено международными соглашениями по борьбе с коррупцией (Конвенция ООН против коррупции 2003 года). В. Путин подписал эти соглашения, но… с оговоркой о том, что пункт 20 этой Конвенции (декларации о расходах чиновников) в Российской Федерации применяться не будет.

Россия подписала Конвенцию 9 декабря 2003, ратифицировала ее в 2006 году. Решением президента Российской Федерации Путина еще в ноябре 2003 года был образован Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, основной задачей которого являлось определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции. Однако до сих пор (!) Россия не ратифицировала пункт 20 Конвенции ООН против коррупции, который дает определение понятию «незаконное обогащение». Незаконное обогащение — это как раз и есть разница между задекларированными доходами и расходами.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Конечно, известно, что примерно до 1870-х годов взяточничество и мздоимство были почти повсеместными — хотя, заметим, даже и тогда, начиная с правления Александра I, коррупция среди высших чиновников была относительно невелика, и была распространена в основном среди среднего и особенно низшего чиновничества, и в низших звеньях полиции. Серьёзная борьба с коррупцией в царской России началась с правления Александра II.

Расходы и доходы чиновников жёстко контролировались

Важным фактором борьбы с воровством на государственной службе стала начавшаяся в правление Александра II система публикации имущественного положения чиновников империи. Периодически (как правило — раз в год) выходили книги, которые так и назывались: «Список гражданским чинам такого-то ведомства». В этих книгах, доступных для широкой публики, были приведены сведения о службе чиновника, его наградах, поощрениях и, что не менее важно, взысканиях, а также о размере получаемого им жалования и наличии имущества. Причем имущество указывалось не только личное, но и «состоящее за женой», как наследственное, так и приобретенное. Имея на руках такой «Список», каждый мог сравнить декларируемое положение чиновника и реальное.

Вот и сравните это с упорным нежеланием нынешней власти ратифицировать статью 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией, в которой как раз и говорится о контроле не только за доходами, но и за расходами чиновников и членов их семей.

Но продолжу о борьбе с коррупции в царской России.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ ПРИ НИКОЛАЕ II

В 1903 году было введено Уголовное уложение, которое в части борьбы с коррупцией было гораздо более проработано, чем действовавшее до этого (с 1845 г.) Уложение о наказаниях. После 1903 года в России, как и во всем мире, имел место рост коррупции (в России, в отличие от Европы и США — только низовой коррупции, высшие чиновники в России взяток по прежнему не брали). Царское правительство быстро реагировало на всплеск коррупции в самом начале Русско-японской войны и ужесточило отношение к ней. Об этом свидетельствует, в частности, и тот факт, что на лиц, осуждённых за коррупцию, не были распространены милости (амнистия), даруемые Всемилостивейшим Манифестом от 11 августа 1904 года.

По подсчетам историков в 1910 году на каждого служащего, занятого в государственном и общественном управлении, приходилось: в России — 270 человек, в Англии — 137, США — 88, Германии — 79 и Франции — 57 человек, или, в пересчете на тысячу жителей: в России – 3.7 (занятых только в гос. управлении, т.е. гос. чиновников — 1.63), в Англии – 7.3, США – 11.3, Германии – 12.6, Франции – 17.5.

Как видно, в царской России чиновников в пересчёте на душу населения было в 2 раза меньше чем в Англии, в 3 раза меньше чем в США и в Германии, и в 5 раз меньше чем во Франции – а ведь чиновничество и есть главный рассадник коррупции. И действительно, в то время коррупция, например, в США была гораздо сильнее, чем в России. Замечу здесь же, что число чиновников резко (в разы) возросло сразу после захвата власти большевиками, и с тех пор непрерывно увеличивалось в СССР. Ну а сейчас чиновников в РФ гораздо больше, чем в СССР, и их число с каждым годом быстро растёт.

Вернёмся в царскую Россию. Конечно, с началом Первой мировой войны коррупция возросла – но ужесточилась и борьба с ней. Была выявлена крупная коррупция во влиятельнейшем Земгоре и военно-промышленных комитетах (руководимых Гучковым), которые (Земгор и ВПК) уже в 1915 году занимались не только своими прямыми делами всесторонней помощи и снабжения армии, но и превратились в отлаженную и отлично мобилизованную оппозиционную политическую организацию. Именно эта оппозиция и стала затем валить всё с больной головы на здоровую — обвиняя правительство в повальной коррупции.

Многочисленные обвинения в коррупции членов царского правительства в дальнейшем не нашли никакого документального подтверждения, хотя Временное правительство приложило немало усилий для поиска доказательств, и именно этим занималась Чрезвычайная следственная комиссия (ЧСК) Временного правительства. К лету 1917 года члены комиссии констатировали, что не находят в действиях подследственных никакого состава преступления, а когда председатель комиссии (Муравьев) пытался их заставить изменить свое мнение, некоторые из них – в частности, Руднев – подали в отставку. Летом 1917 года Керенский был вынужден признать, что «в действиях Николая II и его супруги не нашлось состава преступления». То же самое Керенский подтвердил английскому послу Бьюкенену. Не смогла ЧСК предъявить обвинений в коррупции и бывшим царским министрам, главноуправляющим и прочим высшим должностным лицам как гражданского, так и военного и морского ведомств. Кстати, о царской полиции, которую так ненавидели после 1917 года: в 1913 году в Швейцарии состоялся Международный съезд криминалистов – так вот, российская (московская) сыскная полиция заняла первое место по раскрываемости преступлений и была признана лучшей в мире.

Современные исследователи А. Г. Звягинцев и Ю. Г. Орлов, изучив и описав биографии всех генерал-прокуроров Российской империи в период от создания этой должности в 1722 году до февраля 1917 года (более 30 генерал-прокуроров), нашли только одного человека на этом посту, подверженного коррупции. Один корыстолюбивый чиновник во главе ведомства, отвечающего за законность империи, за триста лет!

Таким образом, бытующие до сих пор представления о повальной (сверху донизу) коррупции в царской России накануне 1917 года — это злоумышленная ложь, начатая оппозицией того времени в борьбе за власть, и затем «канонизированная» большевиками – и дожившая как миф до нашего времени.

Повторю еще раз: конечно, никто не спорит, что взяточничество и коррупция были распространены среди чиновничества и в XIX веке, и в правление Николая II, но примерно после 1861 года и до 1917 года это было в основном низовое взяточничество, в среде мелкого и отчасти среднего чиновничества, низших полицейских чинов и армейских интендантов — в то время как в СССР с самого начала и до конца коррупция пронизывала общество уже снизу доверху, а к концу существования государства отчасти приобрела системный характер — хотя по объему взяток, конечно, это время несравнимо с нынешним, с положением в Российской Федерации ныне.

КОРРУПЦИЯ В СССР

Такой же миф (только с обратным знаком) – это якобы полное искоренение коррупции в сталинском СССР..Приведу здесь некоторые цифры о главном рассаднике коррупции, о чиновничестве:

В СССР чиновников стало больше по сравнению с дореволюционными временами во много раз, с самого начала образования СССР: на 1 тысячу жителей в 1922 году их было 5,2 (для сравнения — в 1913. — 1.63); в 1928 – 6,9; в 1940 – 9,5; в 1950 – 10,2; в 1985 – 8,7.

Число чиновников снизилось было при Ельцине, но с началом правления ВВП начало резко расти. Сейчас, вероятно, на 1 тысячу жителей приходится в РФ не менее 15 чиновников – это, я думаю, больше, чем в любой стране ЕС или США (если кто-то знает точные цифры – сообщите пожалуйста в комментариях).

О коррупции, пронизавшей всю сталинскую судебную систему по уголовным делам, и о трех закрытых судебных процессах 1948-1949 годов дважды писал журнал «КоммерсантЪ-Власть»:

Е.Жирнов. Члены Верховного суда брали взятки // Коммерсантъ-Власть. №31, 11.08.2008;

Е.Жирнов. Как суды СССР боролись с коррупцией // Коммерсантъ-Власть. №45, 16.11.2009. .