Путин поручил проверить российские атомные объекты

Владимир Путин провёл совещание, в котором приняли участие глава «Росатома», представители МЧС и Росгидрометцентра. Главная цель – получить как можно больше информации о том, что же сейчас происходит на японской АЭС. Эксперты всего мира утверждают, что данных, которые предоставляет Токио, крайне мало, и зачастую они запаздывают. Что сейчас происходит в аварийных энергоблоках, и как может дальше развиваться ситуация?

Владимир Путин экстренно собрал специалистов по экологии и ядерной энергетике. На атомной станции «Фукусима» ситуация близка к критической – сегодня там был пожар и прогремел новый взрыв. Как это может сказаться на нашем Дальнем Востоке? Для анализа Путин призвал использовать всю возможную информацию: из Японии, от МАГАТЭ, и от российских атомщиков.

«Надо подумать о наших гражданах, которые живут в Японии, — заметил российский премьер. — Я имею в виду и специалистов МЧС, которые работают, и других специалистов, которые по линии различных ведомств находятся на территории Японии. Представители средств массовой информации, которые в непосредственной близости от зоны находятся. Нужно чтобы все понимали, в какой ситуации они работают, и соответствующим образом их нужно ориентировать. И конечно, мы должны быть готовы к действиям по любому варианту развития событий, просто по любому».

Российские ученые смоделировали то, что происходило и происходит на атомной электростанции. Глава «Росатома» Кириенко показывал это премьеру на бумаге.

АЭС «Фукусима-1» состоит из 6-ти энергоблоков. 3 из них в момент трагедии работали, еще 3 – были на ремонте. Землетрясение разрушило главную систему защиты, цунами следом отключило аварийную. Вода перестала поступать и охлаждать ядерные стержни. Внутри реактора поднялась температура. Началась паро-циркониевая реакция. Высвободилось много водорода. Ядерщики, как и положено, открыли вентиль и выпустили часть газа наружу, за пределы герметичной оболочки. Газ поднялся к крыше здания, и вот здесь-то прогремел взрыв. Оболочка при этом выдержала. И реактор цел. Утечка радиации вместе с паром, уверены в «Росатоме», была минимальной.

«Значит это никак не угрожает жизни и здоровью людей?», — спросил премьер.

— Нет, никак. Если это 400 микрорентген краткосрочно, это вообще никак не угрожает, а уж сорок-то, это вообще нормальная ситуация. Люди живут в территориях, где выше этого – всю жизнь.

Так события развивались в 1-м и 3-м энергоблоках. Во втором – ситуация серьезней. Там вода испарилась вся. Новую не смогли подать из-за повреждения клапана. Ядерные стержни перегрелись и стали плавиться. Поврежден реактор, он попросту прожжен. Но вторая, защитная железобетонная оболочка осталось невредимой. Если и железобетон не выдержит, радиация уйдет в землю. А вот это уже реальная угроза заражения.

Ну и, наконец, сильно беспокоят и три неработающих блока. Стержни там выгружены из реактора и находятся в специальном бассейне. Они тоже должны быть в воде. Но воды в бассейне нет. Японцы пытаются охладить стержни, сбрасывая воду с вертолетов. Но результата нет.

Но что бы ни случилось, успокаивают в «Росатоме», причин для ядерного взрыва на АЭС в Японии нет. А выделившиеся радиоактивные изотопы на российскую территорию попасть не должны.

«Даже если посчитать такой сценарий, что расплавится всё просто, это по-прежнему не приводит к ядерному взрыву. Значит, и вопрос – только выброса в атмосферу… И если положить на этот худший сценарий развитие событий на станции, худший сценарий по ветру – мы сделали такой апокалиптический сценарий по ветру – что в момент, когда это происходит, весь ветер направлен в сторону Российской Федерации. Причем идет с большой скоростью несколько суток подряд», — заметил генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии »Росатом» Сергей Кириенко.

«На этом остановитесь», — заметил премьер.

«Я хочу сказать, что даже в этом случае, никакой угрозы для российского Дальнего Востока не существует», — продолжил Кириенко.

Все атмосферные потоки, говорят уже метеорологи, ближайшую неделю будут направлены на восток. Т.е. в Тихий океан. И все возможные утечки, если они еще будут, там рассеются.

«Как ваша оценка ситуации на нашем дальнем Востоке. Ну понятно, что если для Японии это не вызывает катастрофических последствий, то для нас…», — спросил глава правительства Леонида Большова, директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН.

«То для Дальнего Востока никаких контрмер не потребуется. Никаких мероприятий: эвакуации, укрытий, йодной профилактики – ничего этого не нужно», — ответил Большов.

И все равно – на Камчатке, в Приморье и в Хабаровском крае сотрудники МЧС каждый час замеряют радиационный фон. А в самом близком к Японии месте – на Сахалине – выходят в море. Каких-то – даже малых – превышений пока не зафиксировали.

В России нет атомных электростанций, расположенных в сейсмоопасных зонах. Специально там не строили. И тем не менее, дал сегодня поручение премьер Путин, необходимо провести ревизию всех Российских атомных объектов:

— Прошу Министерство энергетики, «Росатом» и Министерство природы провести анализ и сегодняшнего состояния атомной отрасли и анализ планов, перспектив развития атомной отрасли и в месячный срок представить результаты этого исследования в правительство Российской Федерации.

Ну, и последнее – продолжить гуманитарную помощь народу Японии. МЧС отправит оставшимся без крова одеяла и палатки.