О малозаметной борьбе с ростками сепаратизма

Вслед за ликвидацией банды террористов в Татарстане правоохранительные органы провели рейды в столице Башкирии – Уфе. Обыски состоялись в квартирах более 10 предполагаемых сторонников международной террористической организации «Хизб-ут-Тахрир».

«В адресах проведения обысков изъято значительное количество религиозно-пропагандистской литературы, в том числе внесенной в список экстремистских материалов. Изъяты агитационно-пропагандистские материалы — журналы, брошюры, листовки, видеофильмы и иные вещественные доказательства, подтверждающие противоправную деятельность членов запрещенной в стране организации», — уточнили в пресс-службе УФСБ по Башкирии.

Напомним, что в сентябре в Башкирии была ликвидирована ещё одна ячейка «хизбутов». Организатор «филиала» «Хизб-ут-Тахрир» вместе с пятью своими сотоварищами распространял в Сибае, Баймакском, Хайбуллинском и Абзелиловском районах запрещенную литературу. При этом они пытались вовлечь в свои ряды других людей.

Специально для «Однако» — ситуацию комментирует Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ:

«Урало-Поволжье сегодня является зоной распространения нетрадиционных для его коренных мусульманских народов форм зарубежного ислама радикального толка, одним из которых является «Хизб-ут-Тахрир» — организация, признанная террористической в России еще в 2003 году Верховным судом страны, ставящая своей целью установление халифата на всей планете. Хизбу-ут-тахрировцы, появившиеся в Башкортостане с 1994 года, действовали по системе халакатов.

Халакат – это ячейка, состоящая, как правило, из пяти и более человек во главе с лидером. Как правило, члены разных халакатов не знают друг о друге, как и лидеры халакатов. Это делается в целях конспирации на тот случай, если будет задержан один член халаката, то он самое большое – сможет «сдать» членов только своего халаката. Вот почему силовики, как правило, берут по одному халакату, а не всю разветвленную сеть «Хизб-ут-Тахрир» в регионе.

На халакатах идет изучение литературы организации, идеологическая обработка членов и подготовка к каким-либо акциям от пикетов-митингов до террористических действий. В последнее время хизб-ут-тахрировцы стремятся к максимально публичной деятельности, в частности, проводят уличные акции от пикетов до автопробегов с флагами «будущего халифата». Цель подобной активности – легализация своей организации в общественно-политическом пространстве региона и страны в целом. Наряду с этим халифатостроители активно работают с правозащитными организациями путем как создания собственных (например, движение «За права мусульман»), так и использования уже существующих (например, центр «Мемориал» активно лоббирует интересы «Хизб-ут-Тахрир» в России, стремясь доказать, что ее адепты чуть ли не пацифисты). Поэтому все чаще в риторике хизб-ут-тахрировцев звучит либерально-правозащитная демагогия, на которую нередко покупаются не подготовленные люди.

Несмотря на различия в тактике достижения целей, хизб-ут-тахрировцы легко блокируются с ваххабитами и таблиговцами, выступая в их поддержку и координируясь для совместных действий, вплоть до участия вместе в одних бандформированиях».

К словам уважаемого эксперта хотелось бы добавить следующее: в конце ноября в челябинский офис выборного комитета в т.н. «Координационный совет оппозиции» тоже нагрянули сотрудники ФСБ с обыском. Причины на то имелись – одна из активисток оппозиции, работающая в комитете, Алия Мустафина подозревалась в связях с «Хизб-ут-Тахрир» и, видимо, давно была под наблюдением. По данным ФСБ в 2004 году она совместно со своим мужем прошла обучение в Бугурусланском медресе «Институт Аль-Фуркан», закрытом в 2005 году по причине распространения в нем экстремистской и террористической идеологии.

В ходе обыска в офисе комитета Координационного совета за шкафом Мустафиной были обнаружены листовки «Хизб-ут-Тахрир». Соратники Мустафиной заявили, что это провокация спецслужб и запрещённые материалы были подкинуты.

В высказываниях наших читателей часто встречается недоумение по поводу бездействия российских властей и спецслужб в связи с ростом сепаратистских и экстремистских настроений в национальных республиках. Приведённые выше факты свидетельствуют о том, что работа ведётся, просто, как правило, такие новости скупо освещаются в СМИ и быстро забываются. Другое дело, что сепаратистский конфликт умело разжигается, а значит — и работы у органов охраны правопорядка прибавится.