Daily Mail: Убивают не пушки – убивают женщины

Несмотря на то, что истории известны Жанна д’Арк или королева Боудикка, в западном мире принято считать, что воевать — это мужское дело, а удел женщины — покорно сидеть дома.

Однако согласно последним исследованиям, мнение о том, что женщины являются миротворцами, а мужчины более склонны к разжиганию конфликтов и войн, не находит исторического подтверждения.

Ученые доказали, что в исторических документах события описаны не совсем достоверно — их авторы намеренно не упоминали женщин-воинов, поскольку они не вписывались в общепринятое мнение о мужчинах-защитниках и слабых женщинах.

По мнению Монсеррат Уге (Montserrat Huguet), профессора Мадридского университета имени Карлоса III, можно привести множество примеров того, что женщины сражались так же храбро, как и их соратники-мужчины, но их по достоинству так и не оценили.

«Военному искусству, как и многим другим профессиям, можно научиться, и пол здесь не причем», — утверждает она.

Согласно проведенному ею исследованию, женщины всегда принимали участие в войнах — как в древности, так и в наше время. Но, как правило, их изображали жертвами этих войн.

А если женщины и принимали активное участие в этих войнах, то их изображали отнюдь не на передовой, а в тылу — в качестве водителей санитарных машин, медсестер, проституток или шпионок вроде Шарлотты Грей (Charlotte Grey).

И часто в исторических произведениях та роль, которую женщины-воины играли в реальных сражениях, преуменьшалась или замалчивалась.

По мнению профессора Уге, хотя военачальники и понимали, что женщины могут воевать наравне с мужчинами, женщин зачастую просто не призывали или не задействовали в боевых действиях из-за боязни, что это расценят как признак слабости. И даже если женщин посылали в бой, то их роль и заслуги преуменьшали.

Например, во время гражданской войны в Америке, чтобы принять участие в боях, женщины выдавали себя за мужчин. Однако, как рассказывает профессор Уге, «это ставило военное командование в тупик, поэтому начальство старалось не записывать женщин в полевые журналы учета, тем самым еще больше окутывая военные события завесой молчания. И потом, когда за дело взялись историки, оказалось, что многие сведения просто отсутствуют».

«К счастью, расширение доступа к архивам позволило нам постепенно восстановить сведения о судьбах и участии женщин в войнах».

По утверждению профессора, во многих случаях именно женщины провоцировали вооруженные конфликты или способствовали их разжиганию, примером чему может служить подъем национального движения в разных странах в 19 веке.

Неизменным символом той эпохи является Марианна, ставшая национальным символом Франции — ведя народ на бой, она олицетворяет свободу и разум.

Помимо того, что мужчины старались не допускать женщин к участию в войнах, они возносили их до символического идеального образа родины и воспринимали как матерей героев и защитников страны.

«Женщин превратили в то, что я называю «героинями работ по дому»», — говорит профессор Уге.

Участие женщин в пацифистском движении в 20 веке, особенно в период первой и второй мировых войн, еще больше укрепило всеобщее представление о них, как о кротких, мягких и покорных существах. Однако исследования показали, что по мере укрепления пацифистских настроений среди женщин так же активно развивался и «воинственно настроенный или милитаристский феминизм».

«Почему женщины должны ассоциироваться с антивоенным мировоззрением? Ведь есть множество женщин, стремящихся попасть в различные военные и военизированные структуры и работать в них наравне с мужчинами», — рассуждает профессор Уге.

Как показали исследования, в 30-е годы во время гражданской войны в Испании женщины воевали на стороне республиканцев. «В самый разгар социалистической революции, вдохновленные идеями равноправия, они уходили на фронт добровольцами и участвовали в боях, записывались в ряды регулярной армии и народного ополчения», — продолжает Уге.

Но в 1936 году был издан закон, запрещавший женщинам участвовать в боевых действиях. Но, несмотря не запрет, некоторые женщины сражались плечом к плечу с мужчинами.

«Невзирая на запреты участвовать в боях, некоторые женщины, например, Розарио Санчес Мора (Динаминтера) (Rosario Sánchez Mora — Dinamintera) и Аида Лафуэнте (Aida Lafuente), известная как Либертария, Нини или Нина, не захотели, чтобы их отстранили от участия в сражениях. Они бесстрашно шли навстречу опасностям и воевали рядом с мужчинами», — рассказывает профессор Уге.

«Несмотря не то, что всемирная история уже достаточно глубоко и подробно изучена, — продолжает Уге,- в истории Испании есть такие события, которым пока еще не было уделено должного внимания.

То же самое можно сказать и о женщинах — их участии и роли в истории международных конфликтов, переговоров и миротворческих акциях.

Важно сформировать научные основы самого феномена участия женщин в создании культуры с исторической точки зрения. И здесь следует рассматривать не только их общественную деятельность, но и их участие в боевых действиях по защите своих стран».