Яир Шамир: моя стихия — работа в команде

В минувший вторник в Реховоте на улице имени Науки состоялась встреча Яира Шамира и депутата Кнессета Фаины Киршенбаум (НДИ) с ветеранами «Ликуда» и активистами молодежной фракции «Цеирей бейтену».

Первой выступила генсек НДИ депутат Фаина Киршенбаум. Она ознакомила участников встречи с законопроектами, которые были проведены НДИ в нынешней каденции и с планами на будущее, после чего слово предоставили Яиру Шамиру, недавно объявившему о присоединении к этой партии.

Среди прочего, Шамир рассказал, что с 15-летнего возраста мечтал стать летчиком и инженером. Вначале он был призван в ВВС ЦАХАЛа, затем – параллельно со службой в армии – окончил Хайфский Технион. Участвовал в Шестидневной войне, Войне Судного дня и Первой ливанской. Был командиром базы ВВС; возглавлял управление, занимающееся испытанием новейших электронных систем.

В 1987 году Шамира — опытного инженера-электронщика пригласили в компанию «Сайтекс», в связи с чем он решил уйти на гражданку.

— В военно-воздушных силах, где я прослужил 25 лет, мне довелось заниматься развитием электронных систем, логистикой, кадрами, — рассказал Шамир участникам встречи. – Хай-тек образца 1987 года не был похож на сегодняшний, а компания «Сайтекс» хоть и считалась флагманом новой отрасли, но фактически представляла собой тонущий корабль. Причиной были серьезнейшие просчеты в управлении. Друзья отговаривали меня: не соглашайся, дела в «Сайтексе» очень плохи. В том же убеждал и тогдашний командующий военно-воздушными силами. Пришлось мне поначалу в течение года совмещать работу в «Сайтексе» с армейской службой: до семи часов вечера я находился в штабе командования, после чего мчался на автостоянку, прямо в машине менял китель на обычную футболку и ехал в офис «Сайтекса», где оставался до трех часов ночи. Лишь спустя год – в 1988 году я демобилизовался и смог продолжить работу в компании высоких технологий в конвенциональные часы.

Проработав генеральным директором «Сайтекса» шесть лет, Шамир добился полного оздоровления финансового положения компании.

— Затем в течение года я руководил компанией «Элит», после чего основал свой стартап, который был успешно продан, — продолжал Яир Шамир. – Позднее я основал фонд венчурного капитала «Этгар», но заскучал. Тем временем меня пригласили в национальную авиакомпанию «Эль Аль»: нужно было завершить процесс ее приватизации.

Рассказал Яир Шамир и о том, как в течение шести лет он руководил концерном «Авиационная промышленность».

— За первый год работы в концерне нам удалось повысить его доходы с 2 миллионов долларов до 280 миллионов – при том же штатном расписании и производственных мощностях, — сказал Шамир. – Изменился лишь стиль руководства.

Среди прочих, Яир Шамир привел такой факт: на пике предыдущего экономического кризиса руководство концерна «Авиационная промышленность» договорилось с 2400 сотрудниками относительно досрочного ухода на пенсию, после чего на работу были приняты 4000 выпускников Техниона.

— Параллельно я решил оказывать молодым репатриантам-специалистам помощь в трудоустройстве, — рассказал Яир Шамир. – Основал в 2006 году добровольное объединение «Гваим». Поначалу его волонтеры работали прямо в офисе принадлежащей мне компании. В настоящий момент на учете в «Гваим» состоят порядка 7000 специалистов-репатриантов – выходцев из разных стран мира. Благодаря тому, что с объединением на добровольных началах сотрудничают 400 израильских специалистов, включая руководителей всевозможных компаний, репатрианты устраиваются на работу.

Еще один безнадежный, казалось бы, проект, за реализацию которого взялся Яир Шамир, — оказание помощи школам, столкнувшимся с финансовыми проблемами. Первой стала старейшая в Израиле сельскохозяйственная школа «Микве Исраэль»: в кратчайшие сроки волонтерам удалось стабилизировать ее финансовое положение.

В настоящее время Яир Шамир возглавляет Национальную дорожную компанию. По его словам, он согласился руководить компанией лишь после того, как убедил министра транспорта Исраэля Каца передать в ее ведение – в дополнение к сооружению автодорог — прокладку железнодорожных путей.

— Мечтаю о скоростном поезде, на котором за два часа можно будет доехать из Тель-Авива в Эйлат, — сказал Яир Шамир, добавив, что компанией «Нетивей Исраэль», впрочем, как и «Эль Аль» и концерном «Авиационная промышленность», он руководит безвозмездно, не получая от государства зарплаты.