Антон Орех: 37-й год у нас или не 37-й?

Вот любят у нас спорить и одновременно пугать: наступил ли уже в стране 37-ой год или пока еще не о чем беспокоиться? Одни говорят, что 37-ой – это когда в лагеря миллионами будут отправлять. Когда аресты пойдут непрерывным потоком, когда людей начнут брать просто так, по разнарядке, чтобы выполнить к концу месяца план по посадкам.

Когда расстреливать будут тысячами и мы будем знать, что если вечером к подъезду подкатила черная машина, то, возможно, пришла наша очередь. Те, кто так думают, порой говорят с усмешкой, мол, подумаешь, 15 суток в СИЗО посидел – при Сталине в ГУЛАГе годами сидели. Другие же отвечают, что большие репрессии начинались с малого. Что и 37-ой наступил не вдруг. Что сперва расстреливали далеко не всех, что арестованных часто даже отпускали безо всякого наказания. И только потом машина раскочегарилась и пошла жрать всех без разбора.

Я же считаю эту дискуссию бессмысленной. То, что было в 1937 году сейчас невозможно повторить по очень многим причинам. Хотя бы потому, что наши начальнички свое добро держат за границей. Все свои миллионы, виллы и яхты, картины и бриллианты, акции и золотые слитки – все свое богатство эти патриоты липовые держат вдали от Родины. И если они начнут нас класть штабелями, то богатство сразу потеряют.

Это товарищ Сталин вешал на кроватью репродукции из журнала «Огонек» и отдыхал на Ближней даче, а этим ребятам есть что терять. У товарища Сталина была пускай живодерская, но система. Он строил коммунистическую империю, хотел завоевать мир. А у нынешних нет ни системы, ни идеологии – одна мишура. Товарищу Сталину нужны были миллионы заключенных, чтобы эта бесплатная и бесправная рабочая сила строила каналы, заводы, рудники и шахты – все то, чем так гордятся коммуняки, как достижениями социализма.

А теперешней власти накласть большую кучу на то, будет страна развиваться или нет – ей достаточно того, что нефть и газ бьют фонтаном и на их век нефтегазодолларов хватит. Поэтому никаких больших репрессий им просто не надо. Да и в условиях всеобщей информатизации и открытых границ превратить нас в стадо баранов, как советский народ, уже не получится.

Но это не значит, что «болотное» дело, дело Магнитского, дело ЮКОСа, дело Развозжаева, все эти законы об НКО, о госизмене, о митингах и прочая мерзость – что все это ерунда. Да, по сравнению с расстрелом без суда – это ерунда, но почему надо сравнивать именно с расстрелом? Почему надо сравнивать именно с 37-м годом? И говорить, что если сейчас не так страшно, то и ладно?

Сравнивать надо с нормальными странами и нормальными временами. Жить по закону, по-человечески. Чтобы невозможным был любой произвол, даже самый маленький, чтобы даже на пару часов просто так в КПЗ человека нельзя было задержать. Потому что даже такое нарушение закона – это беда. И не обязательно ждать расстрелов.