После «Норд-Оста» силовики не будут использовать газ

Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов признал, что применение нервно-паралитического газа было оправданным, но в дальнейшем такая мера не будет допущена.

Москва, 26 октября. Вице-президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов заявил, что спецназовцы больше не будут применять газ в ходе спецопераций, передает РИА «Новости». По словам Филатова, теракт в «Норд-Осте» стал единственным случаем за всю историю работы российских спецслужб, когда потребовалось применение нервно-паралитического газа.

Напомним, в результате теракта на Дубровке только пять человек погибли от рук боевиков. Европейский суд по правам человека признал, что именно газ был «основой причиной гибели заложников», а спасательная операция была неэффективна.

«Могу сказать, что отрицательный опыт «Норд — Оста» будет учитываться. Думаю, что навряд ли спецслужбы сегодня станут применять газ, действия офицеров спецназа были бы другими», — заявил Филатов. Тем не менее, он отметил, что эта мера позволила спасти жизни сотен заложников.

«Говорить, оправданно это было или нет — у каждого есть свое мнение по этому поводу. За счет применения газа проведена операция с минимальными потерями, и самое главное, что она доведена до логического завершения, потому что если бы был кинозал взорван, то операция бы провалилась. Это было бы поражением. Тогда эти действия были оправданы. Я считаю, что действия сотрудников «Альфы» были профессиональны, об этом говорят показатели: было уничтожено более 30 боевиков в бою, и всего лишь несколько офицеров получили ранения. Как основной плюс могу выделить тот факт, что террористам не удалось привести в действие взрывное устройство», — отметил Филатов.

Кроме того, Алексей Филатов прокомментировал просчеты силовиков, которые были допущены в ходе операции по спасению заложников. «Работа по спасению заложников прошла некорректно: скорая помощь не могла беспрепятственно проехать, чтобы забрать заложников, находящихся без сознания. Были случаи, когда люди пролежали на бетонном подиуме до 40 минут. Не были организованы нормальные подъезды и отъезды, по несколько человек укладывали в одну карету скорой помощи, а это весьма не профессионально, и именно из-за этого произошло столько смертей», — рассказал вице-президент «Альфы».

Однако, по мнению, Филатова, необходимо также учитывать нестандартность спецоперации, в которой просто невозможно было предусмотреть все сценарии. «Могу сказать, что когда происходит захват такого количества заложников огромным количеством боевиков — решение должно быть сложным и неординарным. Оно требует необычного подхода, не по установленным правилам. Приходится придумывать какие-то неординарные ходы, как перед операцией, так и во время нее», — пояснил Филатов. Кроме того, он отметил, что если бы боевики привели в действие взрывные устройства, то жертв было бы намного больше.

Штабом просчитывались все варианты. Нельзя говорить о том, что жертв не было бы вообще. При проведении такой операции мы понимали, что жертвы будут. Это не критическое количество для такой операции. Но для родных и близких — это совершенно неестественно», — заявил Филатов

Стоит отметить, что результаты статистики свидетельствуют о том, что большинство россиян (69%), которые были опрошены в 2007 году, спустя пять лет после трагических событий на Дубровке, признали, что власти будут стараться «любой ценой избежать крови, пусть даже если для этого придется выполнить требования террористов». 22% респондентов заявили, что основной целью все же будет «ликвидация террористов, даже если это приведет к человеческим жертвам».

Последний опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что за последние десять лет мнение россиян об операции по освобождению заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве изменилось. Если раньше 51% респондентов считали, что все было сделано верно, то в настоящее время так думают только 29%.

Заместитель директора аналитического центра Юрия Левады (Левада-центр) Алексей Гражданкин отметил существенную особенность: с прошлого года на 4% выросло число граждан, которые выступают за силовой вариант действий при терактах. По мнению Гражданкина, это связано с тем, что пост главы российского государства вновь занял Владимир Путин, известный своей крайне жесткой позицией по отношению к террористам. По словам социолога, при президенте Медведеве, «как бы ни был он зависим от Путина, стали немного больше себя проявлять гуманизм и беспокойство о человеческой жизни, теперь опять наступило похолодание, меняются и правила игры». Теперь же позиция властей, считают граждане, по отношению к экстремистам значительно ужесточится. Все помнят знаменитое обещание, данное еще в сентябре 1999 года тогда еще премьер-министром Путиным «замочить террористов в сортире», если они будут обнаружены именно там.

Напомним, теракт на Дубровке произошел в октябре 2002 года. В здание театрального центра, где шел популярный мюзикл «Норд-Ост», проникла вооруженная группа из 40 террористов во главе с Мовсаром Бараевым и взяла в заложники 916 человек, в том числе женщин и детей. Целью бандитов было оказание давления на власти РФ, чтобы склонить их к выводу войск с территории Чеченской Республики. Спустя почти трое суток произошел штурм здания, в результате которого террористы были уничтожены, а оставшиеся в живых заложники освобождены. По разным оценкам, жертвами теракта стали от 130 до 174 человек.