ВМС Индии сожгли пиратское судно и арестовали 61 разбойника

Пресс-центр штаба военно-морского флота Индии сообщил, что 11 марта шайка пиратов атаковала на катерах сухогруз MV Vancouver Bridge. Его экипаж подал сигнал бедствия, и на место происшествия – примерно в 600 морских миль к западу от побережья Индии прибыл индийский патрульный самолет.

После того как самолет спугнул пиратов они предпочли скрыться на катерах и погрузили на «судно-матку». Сомалийские разбойники использовали для охоты рыболовное судно Vega 5, захваченное для этих целей в декабре 2010 года. Однако ВМС Индии продолжили преследование пиратского корабля, отправив на перехват вдогонку сторожевой корабль «Кхукри» и быстроходный малый ракетный корабль «Кальпени».

Операция по освобождению была проведена в 1,1 тыс. км от западного побережья Индии. В ночь на 13 марта военные моряки настигли пиратов, которые открыли по ним из автоматов и гранатометов. Экипаж «Кальпени» произвел несколько ответных залпов из бортовых орудий и пулеметов. После попаданий снарядов на Vega 5 вспыхнул пожар. Находившиеся на судне преступники, спасаясь от огня, пытались скрыться вплавь.

Индийские моряки выловили из воды 74 человека, из которых 61 оказались пиратами, а оставшиеся 13 заявили, что являются членами экипажа Vega 5. Тринадцать индийских рыбаков, находившиеся в заложниках, освобождены. В данный момент выясняется, являются ли пираты гражданами Сомали или Йемена.

С учетом захвата пиратских судов 28 января и 5 марта число арестованных индийцами пиратов достигло 104 человек. Первые две группы морских разбойников были доставлены в Мумбаи. Полиция предъявила им обвинения в попытке убийства, вооруженном сопротивлении госслужащим, нарушении индийского Закона о паспортах, «незаконном собрании» и «вооруженных массовых беспорядках».

На прошлой неделе правительственный комитет по безопасности Индии одобрил новые меры по борьбе с морским пиратством. Они приняты в связи с участившимися вылазками пиратов вблизи индийского побережья. Помимо патрулирования вод в районе Аденского залива, индийские ВМС четыре месяца назад усилили патрулирование в районе Лаккадивских островов Аравийского моря, которые принадлежат Индии. Решение было принято из-за участившихся там случаев нападения сомалийских пиратов на суда. По данным Минобороны, эти меры позволили сократить число разбойных нападений на суда на 60% по сравнению с декабрем 2010 года.

Как ранее сообщал «Гудок», в ночь на 21 января подразделение морских пехотинцев с борта эсминца Choi Young ВМС Южной Кореи провело спецоперацию по освобождению сухогруза Samho Jewelry у восточного берега Сомали.

Как сообщил командующий операцией – генерал-лейтенант Ли Сунг-Хо, освобожден весь экипаж судна в количестве 21 человек. Во время перестрелки убито восемь пиратов, пятеро взяты в плен. Незначительные ранения получили трое спецназовцев, они госпитализированы в госпиталь на территории Омана. В ходе операции ранение получил капитан судна — в него выстрелил один из пиратов, когда начался штурм. Капитан на вертолете ВВС США доставлен в больницу, его жизни ничего не угрожает. Медики оценивают его состояние как стабильное. Остальные члены экипажа Samho Jewelry не пострадали.

Сухогруз, шедший под мальтийским флагом, был захвачен сомалийскими пиратами в Аравийском море в 800 милях (1300 км) от восточного берега Сомали 15 января. Samho Jewelry водоизмещением 11500 тонн имел на борту груз минеральных удобрений, отправленный из порта в ОАЭ и направлялось на Шри-Ланку. Среди членов экипажа находилось 8 корейцев, два индонезийца и 11 бирманцев.

Президент Южной Кореи Ли Мен Бак на экстренном совещании 16 января потребовал принять все меры для освобождения захваченного пиратами южнокорейского танкера и экипажа. Боевое судно с отрядом десантников и бойцов спецназа было отправлено в указанный квадрат в минувшую субботу после того, как поступил сигнал о захвате торгового судна. Отправленный в погоню эсминец является частью многонациональной группировки боевых кораблей, патрулирующей воды Индийского океана. По ходу операции отряд южнокорейского спецназа с борта эсминца Choi Young держал постоянную связь с кораблями американского 5-го флота, базирующимися в Бахрейне.

В настоящее время сомалийские пираты удерживают около 30 кораблей, свыше 600 моряков. За минувший год ситуация у берегов Сомали практически не улучшилась. Более того, в ряде случаев морские разбойники получали многомиллионные выкупы за захваченные корабли, что давало им дополнительный стимул для налетов.

Выступая перед Федеральным собранием в конце ноября 2010 года, президент России Дмитрий Медведев назвал главной причиной международного пиратства безнаказанность бандитов. Глава государства напомнил о российской инициативе создания международного суда над пиратами.

Ранее сообщалось, что в России в ближайшие несколько лет будет построен специальный корабль, предназначенный для борьбы с морскими пиратами. Об этом заявил командующий Тихоокеанским флотом России вице-адмирал Константин Сиденко. Новый корабль будет включен в состав Тихоокеанского флота. На сегодняшний день корабли Тихоокеанского флота России регулярно принимают участие в операциях по борьбе с пиратами, включая сопровождение судов и несение дежурства в море.

Количество нападений пиратов в мире за первое полугодие 2010 года сократилось приблизительно на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, главным образом благодаря международным операциям по защите судоходства в Аденском заливе.

Борьба с пиратами у побережья Сомали ведется в рамках проводимой с 2008 года военно-морской миссии Евросоюза «Аталанта» и начатой в 2009 году операции НАТО Ocean Shield. В операциях по защите судоходства принимают участие и российские военные корабли.

В 2010 году ущерб мировой экономики от морского пиратства составил до $12 млрд. Такая оценка содержится в докладе, представленном в британском Королевском институте международных исследований. Как сообщается в документе, 95% от всех убытков мировому судоходству нанесли сомалийские пираты. Всего, начиная с 2006 года, когда начался взрывной рост пиратских нападений у берегов Сомали, в мире произошли 1,6 тысяч актов пиратства, в результате которых погибли 54 человека. При этом за пять лет – с 2005 по 2010 год, ущерб от морского разбоя в мировом масштабе увеличился в пять раз.

При подсчете ущерба, нанесенного пиратством, учитывались следующие факторы: сумма выкупов, выплаченных за захваченные суда и грузы; рост стоимости страховки судов, проходящих через зоны, охваченные пиратством. Также исследовали учитывали тот факт, что из-за опасений нападений пиратов многие суда выбирают более длинные маршруты, что серьезно сказывается на стоимости перевозчик. Помимо прочего в сумму ущерба была включена стоимость эксплуатации военных кораблей, которые были направлены для защиты мирового судоходства от пиратов.