Российский ЦАМТО оказался аферой

Пол, палец, потолок — вот три достоверных источника информации прогнозного характера для центра анализа мировой торговли оружием.

При аббревиатуре ЦАМТО у неискушенного гражданина нашей страны может возникнуть мнение, что этот центр представляет собой огромное многоэтажное здание из стекла, стали и бетона. На каждом этаже сотни высококвалифицированных сотрудников отслеживают в режиме реального времени ситуацию на мировых оружейных рынках и выдают на-гора обоснованные прогнозы дальнейшего развития обстановки в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Однако на самом деле никакого здания нет. Численность сотрудников — одна штатная единица. Контора зарегистрирована по адресу не то плавательного бассейна, не то детского сада. Рядом то ли булочная, то ли автосервис. Уставной капитал — 10 тысяч рублей. Самоназначенный директор — Игорь Коротченко. В своей работе эти своеобразные оружейные «Рога и копыта» пользуются исключительно вторичной информацией. Представители отечественного экспертного сообщества не раз обращали внимание на легковесность и неточность прогнозов ЦАМТО, высосанных из трех «П». Наш рассказ всего лишь об одном из последних проколов этого центра.

Для начала обратим внимание на «Московский комсомолец» № 26050 от 25 сентября 2012 года. Корреспондент газеты спрашивает у директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова (приведем вопрос и ответ полностью):

— Обычно говорят, что Россия стабильно занимает второе место в мире по продаже вооружений после США. Долго ли мы способны удержаться на этих позициях? Какие сегменты рынка теряем, какие наращиваем? Какие регионы мира и страны отворачиваются от нас, а какие мы еще удерживаем в поле своего влияния?

— Стабильное второе место России по экспорту оружия — это старый и очень живучий миф. Поскольку поводов для национальной гордости не так много, он усиленно поддерживается. На самом деле за исключением буквально пары лет нас всегда опережала Великобритания, которая в среднем экспортирует оружия на 8 миллиардов фунтов стерлингов в год, то есть в зависимости от курса это где-то 13-15 миллиардов долларов. Наш экспорт в прошлом году — 13,2 миллиарда долларов. Так что в последние семь-восемь лет мы чаще всего были все-таки бронзовым призером. А в начале нулевых годов Россию опережали еще и французы. Затем у них был период крайне низких продаж и мы Францию опередили. Однако с 2008-го французы постепенно свои продажи наращивают, и когда поставки по контрактам, например по военно-морским системам в Бразилию и Индию, начнутся, Париж вернет свое третье место. На пятки нам наступают и израильтяне, которые уже выходят на уровень продаж в 10 миллиардов долларов.

Что касается наших бестселлеров — то это истребители Су-30, системы ПВО, неатомные подлодки и несколько в меньшей степени танки Т-90С. Отлично продаются боевые и транспортно-десантные вертолеты, в последнее время быстро растут продажи тренажерного оборудования. А вот из потерь я бы в первую очередь отметил наш вынужденный уход из сегмента военно-транспортной авиации.

Если говорить о рынках, то на всю обозримую перспективу крупнейшим покупателем российского оружия останется Индия, с которой работа ведется на долговременной основе в рамках десятилетних программ. Хотя конкуренция и на этом рынке обостряется. Сами индийцы постепенно уходят в нишу дорогих высокотехнологичных вооружений, где мы слабее американцев и европейцев, но место для российской продукции там все же еще долго будет.

Очень хорошие дружественные и комфортные отношения складываются у нас с Вьетнамом. В начале нулевых годов вьетнамцы покупали в России вооружений ежегодно всего на 100 миллионов долларов, сейчас годовые закупки превышают миллиард.

Весьма неоднозначно влияют на нас и арабские революции. Считается, что в результате их мы потеряли ливийский рынок и вынуждены сейчас остановить поставки в Сирию. Но с другой стороны, западное вмешательство в Ливии подстегнуло алжирские закупки, которые, кажется, уже компенсировали потерянный ливийский спрос. Да и в самой Ливии все не так однозначно. Вовсе не факт, что по мере стабилизации обстановки новые власти полностью переориентируются на западные источники вооружений.

В том же Ираке мы уже видим, что шиитское правительство проводит куда более независимую от Вашингтона военно-техническую политику, чем это можно было ожидать. Надеюсь, тут нас еще ждут приятные сюрпризы.

Но по-настоящему крупной катастрофой в системе ВТС в последние годы стало присоединение России к эмбарго против Ирана. Как в свое время говорил Талейран — министр иностранных дел Франции времен Наполеона — это хуже, чем преступление, это — ошибка.

Обратим внимание на оценку директором Центра анализа стратегий и технологий Русланом Пуховым перспектив военно-технического сотрудничества с Ираком: «Надеюсь, тут нас еще ждут приятные сюрпризы».

Разумеется, тут же со своими прогнозами в одном из информационных агентств и сетевом издании вылез самоназначенный директор ЦАМТО Игорь Коротченко. Вот что он буквально сказал по этому поводу, комментируя сообщения СМИ о том, что в ближайшие годы Багдад может закупить у России оружия и военной техники на сумму 4,3 миллиарда долларов:

«США будут блокировать любые крупные закупки Ираком российского оружия. За последние четыре года — с 2008 по 2011 — Россия продала в Ирак оружия на сумму 246 миллионов долларов, в основном вертолетов. При этом за тот же период фактические поставки оружия и военной техники американского производства составили 6,56 миллиарда долларов. На период 2012-2015 годов Россия пока вообще не имеет никаких оружейных контрактов.

Исходя из этих данных, можно говорить о том, что США полностью контролируют политику Багдада в области закупок оружия. Рассчитывать, что эта тенденция будет изменена и Россия получит контракты на сумму 4,3 миллиарда долларов, нереально. США будут блокировать заключение подобных контрактов. У России есть определенные возможности по наращиванию экспорта вооружений в Ирак. Однако вероятнее всего это возможно лишь по номенклатуре вертолетной техники типа Ми-17 и ее обслуживания. Что же касается прогнозируемых закупок Ираком ударных Ми-28НЭ и истребителей МиГ-29М/М2, то это представляется абсолютно нереальным с учетом доминирования в этом сегменте американской авиатехники».

То есть самоназначенный руководитель ЦАМТО крайне негативно оценил перспективы военно-технического сотрудничества с Ираком.

Вместе с тем еще в то время информированные источники предупреждали, что планируется заключение контрактов на продажу Ираку истребителей МиГ-29М/М2, бронетанковой техники, систем ПВО (а именно 42 боевые машины комплекса «Панцирь-С1»), а также 30 боевых вертолетов Ми-28НЭ. При этом Ирак фактически станет стартовым заказчиком Ми-28НЭ. В первый пакет, обоснованно предполагали в экспертном сообществе, войдут «Панцири-С1» и Ми-28НЭ.

И вот, что называется, новости под рубрикой «В последний час». На прошлой неделе во время визита и. о. министра обороны Ирака в Москву правительства двух стран договорились о закупке Ираком российского вооружения и военной техники. Москва поставит Багдаду ВВТ на сумму около 4,3 миллиарда долларов. Подобный договор подписывается впервые с момента американского вторжения в Ирак.

По вопросу восстановления закупок вооружения премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и глава правительства Ирака Нури аль-Малики встречались весной и летом этого года. Настоящие эксперты уже тогда делали прогноз, что в октябре, во время визита иракской делегации в Москву, будет подписан крупный контракт. Так и произошло. Встреча Дмитрия Медведева и Нури аль-Малики, на которой поставлена точка в череде переговоров по поводу поставок ВВТ, состоялась на прошлой неделе.

В подписанных контрактах речь идет о поставке 42 пушечно-ракетных зенитных комплексов «Панцирь-1С» и 30 вертолетов МИ-28НЭ. По данным замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Россия также планирует в будущем договориться с Ираком о продаже истребителей МиГ-29М/М2 и бронетанковой техники.

Подписание одного из крупнейших контрактов в области военно-технического сотрудничества за всю новейшую историю России с Ираком, где до сих пор находятся войска США, Пухов объяснил тремя факторами.

«Во-первых, очевидно, что влияние США на Ирак слишком преувеличено. Шиитское правительство этой страны начинает проводить все более независимую от Вашингтона политику, все больше поглядывая в сторону Ирана», — сказал эксперт. Вторым важным фактором он назвал личный вклад бывшего руководителя Федеральной службы по ВТС Михаила Дмитриева, который на посту директора неоднократно заявлял, что «нельзя опускать руки» и «нужно продолжать работать с Ираком». Кроме того, отметил Пухов, на протяжении последних 10-13 лет российский экспорт вооружений находил огромную поддержку со стороны Кремля. «В такой деликатной области, как сфера ВТС, очень важна политическая поддержка оружейников со стороны руководства страны, и они ее получили и получают до сих пор», — подчеркнул руководитель ЦАСТ.

По прогнозам издателя журнала «Экспорт вооружений» Руслана Пухова, стратегическими покупателями военной техники и оружия у России в ближайшее время будут Индия, Вьетнам и Ливия. И хотя революции в странах Северной Африки и Ближнего Востока негативно существенно снизили спрос на российское оружие, все же настоящей катастрофой стало присоединение России к эмбарго против Ирана.

Вернемся к ЦАМТО. Как мы видим, прогноз, сделанный его руководителем, по огромному большинству позиций не соответствует реальному положению дел. И немудрено, если обратиться к личности самоназначенного директора этой конторы Игоря Коротченко. Он обладает образованием в объеме провинциального военного училища (больше нигде не учился), на малозначительных офицерских должностях прослужил в Вооруженных Силах всего 12 лет (не командовал ни взводом, ни ротой и уволен из армии в звании подполковника по крайне позорной статье), опыта работы в ОПК не имеет.

Поэтому можно только удивляться позиции представителей некоторых телеканалов, информационных агентств и сетевых изданий, публикующих пространные прогнозы и комментарии самоназначенного руководителя ЦАМТО. Все это высосано из пальца. Собственными и эксклюзивными источниками информации ЦАМТО не обладает, никаких донесений от своей агентуры, якобы укорененной по всему миру, не получает, так что все прогнозы, оценки и комментарии ЦАМТО — это не более чем мнение отдельно взятого человека. А таких экспертов с сачком в руках на площади трех вокзалов можно наловить за час целый садок. Но ценность их заявлений и прогнозов, об этом надо помнить всегда, будет не более двадцати копеек за пучок.
Автор Илья Лучников