Иван Стариков: сломаная метла

Бесстрастные мониторы в аппаратной свидетельствовали о невероятном: опытнейшая журналистка, Наталья Метлина пыталась переписать вводную своей авторской передачи «Метла» и не могла этого сделать!

Трясущимися руками она перелистывала планшет, и путаясь, вновь и вновь произносила ненавистное: «А сумеет ли Координационный Совет….» Участники передачи уже давно покинули студию, в зале оставались только приглашаемые за деньги бабушки из соседних домов — профессиональные хлопальщицы.

Раз за разом ведущая решительным шагом выходила к пустым пуфикам, стоящим на сцене и с напором начинала: «А не забудут ли те, кого выбрали в Координационный Совет….»

В конце-концов Метлину затрясло. Метла сломалась. Не стесняясь сотни старушек -статистов, срывающимся голосом она закричала: Бл…! Демшиза, проклятая! Бл…, бл….!

«Божьи одуванчики» испуганно и сочувствующе смотрели на телеакадемика. Она была их кумиром и кормилицей.

Но, вернемся к началу этой истории.

Когда меня, как мне известно, включенного в «стоп лист» федеральных телеканалов, пригласили на НТВ, в передачу посвященную выборам в Координационный Совет, я удивился.

— Да чего гадать-то? – ответствовали друзья-политологи, Кулистиков – старый лис. Он понял, что перегнул палку со своей «Проктологией протеста». Угробил же телеканал. Видимо, решил отмыться – изобразить плюрализм мнений.

С этой рабочей версией я и отправился в Останкино. Увидев среди приглашенных Оксану Дмитриеву, мать всех солдат Валентину Мельникову, Леонида Гозмана, Илью Яшина Бориса Надеждина, я поразился тому, сколь мудры были мои друзья, так быстро разгадавшие загадку.

В зале стала ясна и драматургия предстоящего Ток-шоу. Сотня утомленных работой старушек-хлопальщиц, бессменно обслуживавших одну за другой передачи, сидели амфитеатром. На сцене полукругом располагались десяток уродливых пуфиков разной высоты.

Участников передачи разделили на тех, кто решил избираться в Координационный совет, и на тех, кто должен был гневно и иронично осудить их за это действо.

Предполагался интеллектуальный мордобой – самое замечательное и востребованное шоу современности.

Гости расселись, статисты перестали жевать. В зале прозвучали жесткие команды, и на сцену выскочила Метла. Железной поступью она прошествовала в центр площадки и в модной тональности понесла. В смысле, помела.

Тут и произошел первый сбой.

Ну, если ты хочешь поссорить две группы выступающих, ответь, зачем показывать материал, который неизбежно их сплотит? На экране демонстрировали обыкновенное НТВ-шное дерьмо. Это были, так называемые «нарезки».

Любой мало-мальски умелый режиссер способен, получив видео-материал со свадьбы, смонтировать материал так, что зритель в ужас придет от того, как жених ненавидит невесту!

А представьте, если снимать «Тесака» в майке, перебивать картинку кадрами из зала суда, показать пару заплаканных женских лиц, то что вы почувствуете? Правильно, вы почувствуете, как велика власть телевизионных СМИ над сознанием граждан. Короче: дайте мне рычаг, и я переверну вашу Землю, вашу, веру вместе с таратайкой ваших выборов!

Метла принялась бросаться дерьмом. И это сплотило две группы в единое целое. На сцене получилось то, о чем в этой же передаче умно и толково сказал профессор Бузин: общество прошло ту стадию, в которой оно разъединяется на группы по интересам. Ему старательно мешали, поэтому сегодня различная оппозиция готова объединится, чтобы свалить самого страшного, самого главного врага – ворье.

И левые, и правые, и националисты и империалисты, и монархисты и демократы заявили, что готовы создать коллегиальный легитимный орган представляющий права, точку зрения оппозиции.

И пусть сегодня будет легитимизирована точка зрения только 100 000 человек, иными словами, избранный орган имеет полномочия представлять только мнение этих ста тысяч, и обязанность отчитываться за свою деятельность только перед ними, но ведь положено начало новому процессу!

На глазах у всей страны творится чудо: люди образовывают органы Гражданского общества: полномочные и легитимные. Власть боится этого объединения до спазмов в животе.

Метла мела профессионально, с чудовищным напором. Видно было, как тяжело Наталье Метлиной говорить неправду. Участникам передачи показали материал, где Каспаров, снятый с не самого лучшего ракурса, кричал грассирующим фальцетом: «Это – НАША страна!» Средствами монтажа крик повторили трижды. Трибуны со старушками просто зашлись в праведном гневе. Стало понятно, как это просто сегодня: средствами телевидения мобилизовать толпу на действие. Понятно также и то, какое именно действие предполагается. Но, когда ведущая попыталась объявить Каспарова гражданином США, это встретило столь яростный отпор участников передачи, что сюжет с чемпионом мира в эфир не пустили. Тем более, что гильза была отстрелянная: Каспаров уже доказал в суде абсурдность этого утверждения.

Ситуация окончательно вышла из под контроля. Теперь перед ведущей сидела сплоченная команда, солидарная в представлениях о роли НТВ, о месте НТВ среди СМИ, а заодно и о ведущих НТВ.

«Вы же предали профессию!» — бросил Илья Яшин в лицо телеакадемику Наталье Метлиной. « Вы лжете!»

Леонид Гозман весело отмел все попытки завербовать себя во враги Координационного Совета. Оксана Дмитриева в этот раз была на удивление невнятна, но позицией не поступилась. А вот Солдатская Мать показала такую волю, такую стать и мудрость, что понятно стало, почему армия наша была, есть и будет вовеки непобедима.

У метлы треснул черенок. Она не брала публику ни интеллектом, ни нахрапом.

И тогда, тот, кто мёл, бросил в бой последние свои резервы.

Как на арену в цирке позвали двух клоунов из зала. Благообразный и румяный сел по одну сторону не состоявшихся баррикад, а блеклый и нервный – по другую.

Как тут же обнаружилось, у каждого из них уже были установлены микрофоны в петлицах. Эта приятная случайность позволила им ввязаться в бой немедленно. Но отрабатывать потраченные серебренники оказалось сложнее.

У благообразного глаза от непрерывного вранья все время съезжались к носу. Он горячо доказывал, что на телеканале оппозиции «Дождь» и диспуты никуда не годные и участники там собираются никчемные.

Тезис этот горячо поддержала Метла: «Нимфа», туды ее в качель, разве кисть дает? – страстно вопрошала она. — И глазурет у них никудышный. А на НТВ — что ни гроб, то огурчик».

Было видно, что свобода и искренность журналистов «Дождя» серьезно задевали ее. Метла отчаянно завидовала коллегам, не разменявшим профессию на деньги.

Второму клоуну и косить не пришлось. Глаза его и вовсе ничего не выражали, они были скучны и банальны, как пуговицы от белья.

Засадный полк не сработал, атака захлебнулась.

Сломанная метла нашла в себе силы объявить об окончании передачи и железной поступью уйти со сцены.

Участникам было предложено покинуть зал. Остались только статисты. Предстояло доснять не доснятое, набрать перебивок, ну и, разумеется, досказать еще теплым пуфикам недосказанное. Тогда и произошла описанная в самом начале сцена.

Иммануил Кант сказал как-то: «Две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас».

Нравственность — качество имманентно присущее человеку. Мы всегда знаем, как следует поступить правильно. Другое дело, что человек не всегда находит в себе для этого силы. Горе тому, кто пошел против собственной совести. Тогда ломаются даже стальные «Метлы».