«Как страшно стало… есть!»

Международная лента продовольственных новостей в последнее время приняла явно тематический характер. Обозначить его можно короткой фразой: «Как страшно стало… есть!». Своими «страшилками» про еду делятся информагентства разных стран и континентов. А толчком к ним послужили обнародованные на весь мир жуткие результаты научных экспериментов над несчастными крысами, которых кормили генно-модифицированной кукурузой.

Веб-камера в крысиной норке

Про грызунов, ГМ-кукурузу и прочие генно-модифицированные образования (ГМО) мы рассказали неделю назад — в прошлом выпуске нашей рубрики. Казалось бы, можно поставить «галочку» — вопрос отработанный. Ан нет… Тема обрастает все новыми и новыми любопытнейшими подробностями.

На арену действия выходит Российская общенациональная ассоциация генетической безопасности (ОАГБ) с предложением: поставить публичный эксперимент, который без всяких апелляций доказал бы вред или, наоборот, подтвердил безопасность продуктов с измененными генами.

Тут надо сказать, что сама ассоциация уже без малого десять лет доказывает вредоносность трансгенной еды. Играя, чаще всего, в одни ворота. На сей же раз ОАГБ вызывает на открытый научный поединок своих оппонентов, предлагает им провести совместные исследования. Причем открытые. Дело в том, что опыты французских и итальянских ученых, показавшие крайне губительное воздействие ГМ-кукурузы на здоровье грызунов (прогрессивное развитие раковых опухолей) — их результаты и были обнародованы в сентябре, — проводились в строжайшей секретности. И именно эта секретность поставила под сомнение сами результаты.

Оппоненты — сторонники ГМО — подтвердили готовность участвовать в исследованиях.
Суть нового эксперимента в следующем. Три группы грызунов получат разный рацион питания. Одних будут кормить картошкой, соей и кукурузой с большим содержанием ГМО. Других — тем же продовольствием, но с малой концентрацией генно-модифицированных включений. Третьих — обычным кормом для крыс. В клетках с животными установят веб-камеры.

Если позволит финансирование, часть опытов проведут еще и на свиньях. Что, может быть, важнее, чем опыты над крысками. Ведь известно: хрюшки — одни из самых близких «генетических родственников» человека.

В принципе генно-модифицированная составляющая в рационе питания сельскохозяйственных животных не в новинку. Во всем мире живность давно уже подкармливают ГМ-соей и ГМ-кукурузой. Но никто и никогда еще не оценивал влияние этой кормежки на состояние самого животного по биохимическим, генетическим, физиологическим и другим важным показателям.

С проведением таких исследований надо спешить, ведь со вступлением России в ВТО появилась опасность многократного увеличения генно-модифицированных товаров на наших прилавках. И дело не только в том, что страна, согласно условиям вступления в ВТО, должна распахнуть свои границы для почти неконтролируемого продовольственного импорта и отменить маркировку продуктов, содержащих ГМО.

Широкой общественности неизвестно, что одним из условий Всемирной торговой организации было снятие запрета на выращивание ГМ-культур на российских полях. И уже в будущем сельскохозяйственном сезоне на вполне законных основаниях можно выращивать генно-модифицированные культуры. Причем — внимание! — согласно обязательствам, Россия ДОЛЖНА покупать семена и технологии исключительно у американского производителя. Именно у того, чья ГМ-кукуруза довела подопытных французских грызунов до рака.

Демонстрация опытов российских ученых в открытом доступе — в Интернете — запланирована на март будущего года.
Научно-исследовательский институт питания РАМН пока никак не комментирует ни эту инициативу, ни возможное участие своих ученых мужей в задуманном эксперименте.

Колбаса с антибиотиком

«Мясо в Германии производится по самым высоким стандартам», — не раз утверждали официальные лица в Евросоюзе. Что ж, немецкие мясные деликатесы — отличная приманка и для российского потребителя. Но… «По самым высоким стандартам?!. Это миф, это ложь!». Кто сказал? Какие такие иноземцы посягнули на международную съестную гордость немцев? Оказалось, никакие не иноземцы.

В Германии есть ведомство наподобие нашего Роспотребнадзора. Оно так и именуется — Федеральное ведомство по защите прав потребителей и безопасности продуктов питания. И вот эта самая организация сделала, по словам тамошних чиновников, «ужасное открытие»: сегодня Германия — европейский лидер по использованию антибиотиков в животноводстве. В прошлом году на «подкормку» живности было использовано 1734 тонны антибиотиков — на 700 тонн больше, чем во Франции.

Последняя заняла в этом деле, соответственно, второе место. А на третьем обосновалась Голландия.
Немецких колбасок еще желаете?..

Кормовые антибиотики — это стимуляторы роста. «Обогащенный» ими рацион любой скотинки — поросенка, теленка, цыпленка — обеспечивает живности повышенный аппетит и, как следствие, активное прибавление в весе. Двухмесячные поросята, к примеру, получающие в рацион антибиотики, весят на 1,5 — 1,7 килограмма больше, чем те, которых антибиотиками не баловали. На каждую тысячу животных производитель имеет дополнительно 100 — 120 центнеров свинины. Немаловажный момент: антибиотики снижают падеж молодняка.
Все это было бы хорошо, когда бы не было так грустно…

Применение фармакологических препаратов в сельском хозяйстве самым негативным образом влияет на здоровье человека. Медики утверждают, что особенно опасно использование одних и тех же антибиотиков в животноводстве и в медицине. Попадая в организм человека с пищевыми продуктами, они угнетают его микрофлору. Снижается иммунитет, возрастает восприимчивость к различным инфекциям. Вылечить такие заболевания очень трудно, так как организм становится устойчивым к лечебному действию препаратов, которые прописывает врач.

Кроме того, если человек регулярно питается продуктами, содержащими антибиотики, то перегружаются печень и почки, которые выступают в виде фильтра нашего организма от чужеродных веществ. В связи с этим возрастает риск развития хронических заболеваний.

В России, по данным экспертов Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), животным ежегодно скармливают около 3500 тонн антибиотиков. Может, стоит успокоить себя тем, что за океаном, в Америке, «еще страшнее»? Там ежегодно сельскохозяйственная живность съедает/выпивает 10 500 тонн антибиотиков. А бразильская скотина вообще напичкана ими. Кстати, именно Бразилия — один из основных поставщиков говядины и свинины в Россию.

Как «не работает» закон

В сентябре нынешнего года группа американских ученых и фермеров выступила с требованием ввести в своей стране более строгие ограничения на использование антибиотиков в животноводстве. Чуть раньше управление по контролю продуктов и лекарств США завершило составление руководства для фермеров по «разумному» использованию антибиотиков в сельском хозяйстве и обратилось к производителям ветеринарных препаратов с просьбой «добровольно и поэтапно» отказаться от их выпуска.
Но кто же добровольно откажется от прибыльного бизнеса?

Точно так же не работает и закон о безопасной пище, принятый в США еще в январе 2011 года. Хотя он, призванный в корне изменить систему, гарантирующую безопасность продуктов на столе американцев, был одобрен представителями обеих главных партий в конгрессе США. Что ж, в нашей Думе тоже много чего одобряется и так же много чего потом не работает.

В американской прессе, на телевидении и в Интернете постоянно появляется информация о том, какие именно яйца (салат, шпинат и иже с ними) покупать нельзя, а какие — можно. Тем не менее, как сказал один американский журналист: «Мы каждый день ведем у себя на кухне борьбу со страшными бактериями». И эти битвы требуют больших денежных затрат.

Во-первых, отказавшись покупать еду в обычном супермаркете, люди идут на фермерские рынки и в магазины органической пищи, где продукты стоят в два-три раза дороже, чем в обычных супермаркетах. Во-вторых, после каждого продуктового скандала народ начинает покупать дорогое антибактериальное мыло, такие же средства для мытья посуды, новые кухонные доски, термометры, позволяющие определять температуру блюд, и другие товары, необходимые для борьбы с опасными микробами. В результате американцы тратят на продукты и «сопутствующие товары» на 20 — 30 процентов больше, чем обычно.

Но вот что интересно. Даже при не работающем законе контролирующие органы в США без всяких экивоков изымают из продажи некачественную еду. У нас же в лучшем случае выпишут копеечный штраф торговой точке или производителю. Оставив продовольственную «бяку» на прилавке.