Немцы, лишенные прошлого

Когда восточные немцы радостно плясали на обломках Берлинской стены, мало кто из них мог предположить, что они получат презрительную кличку «осси», а любое воспоминание об их жизни в ГДР (за исключением рассказов об «ужасах советской оккупации и социализма») станет табу.

Между тем и в Восточной Германии в течение 45 лет не только страдали «в сталинских лагерях» и умирали на дыбах в «Штази», но и радовались жизни, любили друг — друга, рожали детей, строили дома, работали и служили на благо своей родины. И жизнь их вовсе не была кошмаром, как уверяет сегодня западный агитпроп. Для многих годы социализма были лучшим временем их жизни, хотя бы потому, что совпали с их молодостью. Но сегодня подобное признание в Германии чревато весьма печальными последствиями.

Так, настоящую панику и волну ярости вызвал тот факт, что около 100 бывших военнослужащих Национальной народной армии ГДР собрались в кафетерии зоопарка Фридрихсфельде в восточном Берлине, чтобы отметить 55-летие со дня основания ННА.
Некоторые из ветеранов были на мероприятии, которое носило частный и закрытый характер в парадной серой форме со знаками отличия и церемониальным оружием.

Казалось бы, все понятно — люди отдали немало лет своей жизни на защиту своей родины. Служили ей честно, и горды этим. А теперь, вовсе не пытаясь устроить из этого шоу, решили собраться в тесном дружеском кругу бывших сослуживцев, чтобы отметить знаменательную для них дату. Но о дружеской вечеринке, проведенной в уединенном месте, стало известно СМИ, и вокруг этого события разыгрался невероятный скандал.

Представители руководства зоопарка Фридрихсфельде, немедленно на следующий день после встречи, 7 марта, поспешили дистанцироваться от произошедшего, заявив, что кафетерий управляется частным арендатором, который не предупредил их о готовящемся мероприятии, иначе оно было бы запрещено.

Сотрудникам кафе и зоопарка, которые знали о встрече ветеранов ННА, но не уведомили руководство зоопарка, вынесено предупреждение. В администрации Фридрихсфельде отметили, что территория зоопарка в принципе открыта для всех, но только не для «бывших столпов диктатуры и противников конституционного порядка».

Берлинские социал-демократы резко осудили произошедшее и призвали не допускать подобного в будущем. Даже представители партии «Левые», которые неоднократно выступали с призывами прекратить демонизировать ГДР, настолько перепугались поднявшегося шума, что поспешили публично заявить, что не имеют с ветеранами ННА ничего общего.

Стоит ли говорить, что профессиональные правозащитники, специализирующиеся на разоблачении «красного прошлого» поспешили извлечь из данной ситуации все возможные бонусы, и отработать все вложенные в них средства. Вице-председатель Объединения жертв сталинизма Рональд Лессиг немедленно выступил с пространным заявлением, что символика и униформа ННА должна быть запрещена точно так же, как запрещена нацистская символика.

Но самое интересное, что вся эта истерика не имеет не малейшего правового обоснования. Так, юрисконсульт берлинской полиции Оливер Телле, в ответ на обвинения в бездействии правоохранительных органов, отметил, что ННА не является запрещенной организацией, и ношение ее формы не может рассматриваться как преступление.

Стоит ли говорить, что подобная травля людей, не желающих отречься от своего прошлого, их фактическая дискриминация, отнюдь не способствует политической стабильности и согласию в германском обществе. Отметим, что до настоящего момента значительная часть германского общества открыто ностальгирует по гэдэровскому прошлому.