«18+» подогревает интерес детей к информации

О том, что новая возрастная маркировка, которая появилась в СМИ и на некоторой продукции, не будет работать, говорят все. Чуть более недели назад появились отзывы известных режиссеров. Так, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров назвал маркировку «формальностью», а Станислав Говорухин призвал «не морочить голову себе и людям этими отметками».

Между тем, художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков считает, что «сказать «нельзя» — это называется подогреть интерес» и привел пример: «Если это аналог того, что делалось в моем детстве — «детям до 16″, тогда это не имеет смысла». Правильные выводы уже успели сделать как рядовые обыватели, так и любимцы муз. При этом мнения сторон счастливо совпали.

Тем не менее в блогосфере продолжается обсуждение вступившего в силу с 1 сентября федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Пишут о новой тенденций — нанесении на каждый музыкальный компакт-диск наклейки с ограничением по возрасту. Некоторые сопровождают свои ахи и вздохи снятыми на камеру мобильных телефонов CD с подобной маркировкой, которые продаются в столичных магазинах.

Судя по этим данным, значок «18+» теперь красуется на альбомах зарубежной классики прошлого века Queen, Deep Purple, AC/DC, Pink Floyd, Led Zeppelin, саундтреку к блокбастеру «Титаник», пришпилен на творчество таких зарубежных композиторов и музыкантов, как Джими Хендрикс, Майкл Джексон, Элтон Джон, Элвис Пресли, Луи Армстронг. Для пущей острастки к цифири прибавлена наклейка «ЗАПРЕЩЕНО ДЛЯ ДЕТЕЙ». Люди стали задавать вопросы на форумах о причинах повышения возрастного ценза для того или иного исполнителя: что в его творчестве такого-этакого и чем он «провинился»?

Допустим, в текстах Queen усматривают скрытую гей-символику. Начиная от сленгового значения названия группы в английском языке и вплоть до строчки из песни Bicycle Race — I want to ride my bicycle, — под которой понимают не желание прокатиться на велосипеде, а переспать с бисексуалом. Других подозревают в пропаганде наркотиков и т. п. Что касается гей-субкультуры, то с ней не так активно борются, как с наркозависимостью. Впрочем, эти объяснения вопросов не только не снимают, а наоборот лишь порождают.

Некоторые любители музыки не негодуют — они хотя и довольны, но пребывают в полнейшей растерянности. Почему Doors получили только «16+», если в их текстах тоже есть место для эротики и наркотического транса. Свое незнание о причинах подобной акции зачастую приходится обращать в шутку. «Почему-то пощадили и немецкий хеви-металлический Accept, — риторически спрашивает блоггер la_sharik. — На нем пометка 12+, не смотря на подчеркнуто брутальную, агрессивную ритм-основу. Видимо, посмотрели на 60-летнего дедушку Удо, он старенький, у него с сердцем плохо — ну, кого такой может обидеть)))) Хотя, возможно, пощадили только «акцептовский» альбом «Сталинград» (2012), где есть соответствующая песня и даже звучит кусочек гимна СССР».

Фанатов качественной зарубежной музыки и эстрады возмущает при этом, что «так называемый «русский шансон» и сборники всякой шансонной мерзости 90-х продаются без ограничений по возрасту». Скорее всего здесь под «русским шансоном» подразумевают блатной и полублатной кич, порой фигурирующий под этой маркой. Надеемся, что все поклонники зарубежной рок и джаз музыки не подразумевают под этим пресловутым шансоном (все дело в размытости самого термина) ни русский романс, ни авторскую песню, ни добротную эстраду.

Во время обсуждения высказывается много верного. Правда, увлекшись, как за деревьями не видят леса, так и обвинители часто забывают о том, что препоны на то и существуют, чтобы их преодолевать. Кого остановит ярлык с запретительной надписью на диске? Точно также как обходят запрет на продажу сигарет и алкоголя несовершеннолетним. Это касается настоящих фэнов, остальные бесплатно скачают эту музыку из интернета. Вы возмущены, зачем вообще появились такие наклейки? Может быть, с целью дискредитации федерального закона, а?! Вспомните анекдотичный случай с мультфильмом «Ну, погоди!», получившим маркировку «18+». Честное слово, можно было бы поверить в невероятное. Таким способом, используя незамысловатую психологию, мол, запретный плод сладок, хитроумные чиновники пытаются приучить молодежь к хорошей музыке и отучить их от низкопробного «блатняка-шансона».

В это нельзя поверить лишь по причине непроходимой чиновничьей глупости. Зато деньги в своем кармане, как бы глупы они не были, считать чиновники умеют. Но это вообще из теории заговора: звукозаписывающие компании (разумеется, за хороший куш) предложили поместить маркировку на свою продукцию в надежде, что она сработает лучше (и дешевле) всякой рекламы! А затем блоггеры разнесут информацию по Сети. Тут тоже осечка. Много ли продается в России лицензионных дисков в соотношении с контрафактной продукцией.

Как ни крути, найти логичное объяснение в данной ситуации никак не получается. Остается обозначить происходящее хорошим русским словом — дурость.