Что ждет Россию в 2013 году

Наиболее вероятными прогнозами в 2013 году являются устойчивая экономическая ситуация и позитивный сценарий развития банковского ритейла. Но темпы роста кредитования замедлятся до 26-28% в год, а привлечения банковских вкладов — до 19-20%.

Нестабильная ситуация в мире не может не повлиять на российскую экономику, но глобального кризиса внутри страны не случится. Рост ВВП России в 2013 году немного замедлится, но и с этим показателем у нашей страны есть все основания закрепиться в 10-ке крупнейших экономик мира. Сейчас мы находимся на 11-м месте среди мировых стран, но в отличие от ряда стран, прежде всего Европы, таких как Испания, Италия у нас позитивная динамика, хорошие темпы роста и мы достаточно уверенно себя чувствуем. На следующий год мы в своих прогнозах исходим из сохранения цен на нефть, примерно, на уровне 95-97 долларов за баррель, и прогнозируем экономический рост около 3%. При этом инфляция останется в пределах 6-7%, а курс рубля к доллару и евро до конца года будет колебаться в привычном коридоре.

У банковского ритейла в России есть огромные перспективы развития

Говоря о сегодняшнем развитии розничного банковского рынка, стоит отметить, что уровень проникновения банковских услуг среди российского населения ниже, чем в сопоставимых развивающихся странах. Если мы сравним роль банковского ритейла с той же Испанией, то увидим, что у нас разрыв более чем в 2 раза. Это означает потенциал. Наши граждане ничуть не меньше тех же испанцев, итальянцев, голландцев, чехов с болгарами хотят жить в хороших квартирах, ездить на хороших машинах, покупать самую современную технику и тогда, когда им не хватает на это своих собственных средств, они могут пойти в банк, взять там кредит. У населения есть определенный спрос и есть возможности. Банковская система также довольно успешно развивается, демонстрируя устойчивый рост активов. Но по статистике видно, что мы еще далеки до нормального среднестатистического уровня проникновения кредитования физических лиц в банковскую деятельность. И в этом наш шанс, развить свой бизнес и улучшать благосостояние нашего населения.

Россияне продолжат следовать потребительской модели поведения

Из последних тенденций следует, что россияне продолжают следовать потребительской модели поведения — больше покупать и кредитоваться, меньше сберегать. К июню прошлого года прирост кредитного портфеля российских банков составил свыше 44%, а привлеченных средств населения — всего 22%. Приоритет потребительского поведения над сберегательным объясняется просто: у человека появилась уверенность в завтрашнем дне, он готов брать на себя стратегические риски. Наше население ориентировано на рост, на развитие. Это гораздо лучше, чем проводимые социологические опросы, говорит нам о том, что российское население никакого масштабного кризиса в ближайшее время не ожидает. Иначе все бы сохраняли свои деньги, а не брали их в кредит.

Доля сбережений в доходах населения самая низкая за последние несколько лет

При этом сейчас у россиян наблюдается самая низкая доля сбережений в доходах за последние несколько лет. В среднем за январь-июль 2012 года доля сбережений в доходах составила 8,2%, снизившись по сравнению с аналогичных показателем 2011 года на 2,2%, а по сравнению с 2010-2011 гг аж в 2 раза. Это говорит о том, что люди вкладываются не в какой-то резерв, а в развитие, больше тратят.

Доля процентных выплат в доходах граждан сопоставима с расходами на алкоголь и табак

Резервов для кредитования и возможностей нести процентные расходы у населения ещё достаточно много. Если мы сравним долю процентных выплат в доходах граждан, то она очень не велика, около 3%. В среднем по России эта величина сравнима с расходами населения на такие спорные вещи как алкоголь и табак. Кредитование в Росси не является сейчас каким-то бременем, которое лежит на плечах населения. Наоборот, очень мало денег россияне тратят на выплату процентов.

Розничное кредитование тянет кредитный портфель банков вперед

Розничный банковский сектор более динамичный, он развивается быстрее и дает более высокую норму прибыли по сравнению с корпоративным кредитованием. Хотя по номиналу корпоративных кредитов в банковской системе сейчас всё равно в 4 раза больше: исторически российская банковская система была ориентирована на корпоративное кредитование. У ритейла сейчас есть огромные перспективы для роста. Это же подтверждает и благоприятная ситуация с рисками. Как считает эксперт, банковская система преодолела те негативные последствия, те накопленные риски, которые возникли и реализовались в 2009 году. Сейчас доля просроченной задолженности по кредитам физическим лицам — 4,5%. По этому показателю ритейл вполне сопоставим с корпоративным кредитованием. При таком показателе банки смогут подходить к процентной политике более гибко.

Показатель здоровья потребительского спроса — это продажа автомобилей и квартир

Сейчас Россия находится практически на самом высоком уровне продаж автомобилей и идёт на уровне первой половины 2008 года. Рост темпов продажи автомобилей в стране показывает здоровье экономики в целом, потому что люди покупают машины, когда у них есть средства. В Европе, Японии и других странах производителей автомобилей продажи автомобилей наоборот, снижаются.

Также в стране растёт количество сделок по продаже квартир, увеличивается и доля ипотеки, она составляет сейчас 20% от всех сделок, тогда как в 2008 году не превышала 6%. По объёму ипотечных сделок показатель может быть улучшен ещё в 2 раза, учитывая статистику развитых стран.

Прогнозы и ожидания

В 2013 году продолжится поступательное развитие рынка банковской розницы по кредитно-ориентированной модели. Хотя темпы роста немного замедлятся. Кредитные портфели розничных банков вырастут на 26-28% за год, а привлечённые средства — на 19-20%. Быстрее всех будет расти сектор кредитных карт — 48-50% в год, чуть медленнее — автокредиты и ипотека, по 18-19% и 20-22% соответственно. Принципиального изменения стоимости банковских продуктов не стоит ожидать, движение процентных ставок возможно, скорее, в сторону роста, в пределах 1-2 п.п. — это касается и кредитов и депозитов.

директор Центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков