Реформа образования. Что это и кому это нужно?

Что это такое?

Недавно мы общались с товарищами из далекого Китая и услышали достаточно распространенную среди иностранцев мысль, что наше, русское, образование — одно из лучших в мире. Наверняка, и наш читатель слышал подобное. И приходится очень сетовать, т.к. все мы видим, что происходит с тем классическим образованием, которое осталось нам, как гордость, от страны Советов. Оно давно не лучшее.

Советская система не нужна в капиталистической России. Потому что цели другие. Поэтому она заменяется на другую, нужную. Какую — попробуем разобраться. И начнем мы небольшой цикл статей, посвященный образовательной реформе в России, со школьной системы.

Закон, прописывающий реформирование всего образовательного процесса (школа, вуз), носит название ФЗ-83 и был подписан Президентом Медведевым 8 мая 2010 года. Согласно новому закону с 1 января 2011 года большая часть нынешних бюджетных учреждений переводится на новую систему финансирования — т. н. систему госзаказа и перестает получать обязательное государственное финансирование. Это первый аспект реформы.

Второй — ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Именно согласно этому стандарту определено число и количество предметов, которые будут даваться бесплатно. Эти стандарты существуют в трех видах (по возрастным категориям): для начальной школы, для 5-9 классов, для 10-11 классов.

Стандарт начальной школы. Здесь введен новый блок предметов — Основы духовно-нравственной культуры народов России. Согласно стандарту, он призван дать воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. На деле это 4 предмета, из которых должны выбрать сами родители учащихся один (правда, не всегда, как пишут родители, есть выбор): основы православной культуры, ислам, основы мировых религиозных культур или основы светской этики. На данный момент все-таки лидирует светская этика, что не может не радовать. И данные предметы уже преподаются.

Стандарт основного общего образования (5-9 классы) сохраняет все предметы «старой» школы и в принципе реформированию пока слабо подвержен. Если не считать того, что в прошлом учебном году уроки русского языка были сокращены на час в неделю в пользу физической культуры. Конечно, факт неприятный. Если учесть, что грамотность сегодняшних подростков все падает.

И, наконец, стандарт для среднего полного общего образования (10-11 классы). Здесь сложнее всего. Существует базовый уровень изучения основных предметов и углубленный. Каждый ученик должен сформировать для себя индивидуальный учебный план, в который могут входить не только базовый, но и углубленный уровень, а также ряд дополнительных предметов, таких как Астрономия, Экология. Цитата: «Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Но в стандарте не дается информация, будет ли обучение ребенка абсолютно бесплатным или выбранные (необязательные) им предметы придется оплачивать.

Есть лишь следующая информация о финансировании бюджетной школы: образовательное учреждение финансируется из регионального бюджета (т.н. субсидии, их размер определяет региональная власть) и за счет собственного заработка (какого — неясно): это называется «приносящей доход деятельностью».

И еще один аспект реформы — набивший оскомину ЕГЭ. Сюда же относится и ГИА — выпускной экзамен после 9 класса. Его основная цель — объективная оценка учащегося по предмету. Сейчас ЕГЭ и ГИА сдаются по большинству предметов, в том числе в планах чиновников и физкультура.

Вот к какому выводу о едином экзамене приходит журнал «Скепсис»:

«Закрытость информации и отсутствие общественного контроля за содержанием экзаменационных работ создает возможность манипуляции результатами ЕГЭ, что уже не имеет никакого отношения к главной его цели — объективной оценке уровня подготовки школьников. Режим излишней секретности более обслуживает корпоративные интересы организаторов ЕГЭ и покрывает огрехи их работы, чем служит повышению качества обучения. Объективность и точность результатов ЕГЭ весьма относительны, порочность натаскивания школьников на решение тестов — общепризнанна».

В общих чертах мы рассмотрели основные аспекты реформы образования. Самой сути образовательного процесса. Но нужно отметить, что не меньшую роль на уровень грамотности наших детей сыграет еще один нюанс данной реформы, еще один законопроект наших «творцов». Это планомерное сокращение школьных педагогов.

Если после распада Союза стали массово закрывать сельские школы (только за последние пять лет, по словам министра образования Ливанова, было закрыто 15 тысяч малокомплектных школ), т.к. некому было учиться, то сегодня…сокращают штат учителей. Вот как рассудил бывший министр Фурсенко:

«В вопросах определения оптимальной численности учителей можно опираться как на российский, так и на мировой опыт. В Европе в среднем на одного учителя приходится 13-15 учеников. У нас десять лет назад было примерно такое же соотношение. Сейчас — девять-десять учеников на одного учителя. Сегодня в России около 13 миллионов учеников — к сожалению, их число вследствие демографических проблем в ближайшее время существенно не вырастет. Рост начнется не ранее 2015-2016 годов. Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 миллион учителей. Сейчас их около 1,2 миллиона. То есть потенциал для сокращения — 200 тысяч человек».

Господин Фурсенко экономит. Все-таки государственные деньги — бюджет. Беречь надо. А учителям предлагает идти в детские сады.

Но удивительнее всего, что данная логика вообще не работает: потому что в школах некому работать! Учителя сидят на 2 ставках, педагогический состав практически не пополняется новыми кадрами.

Цель сокращения, как мы сказали выше, — экономия бюджетных средств. Но! Правительство в России выделяет только 3,5 процента ВВП на образование. Тогда как в других странах цифры намного больше: в Чехии, например, на эти цели направляют 8,2% ВВП, Финляндия тратит на образование 16,4%, Япония — 14%, а Южная Корея — 24%!

А когда КПРФ в Госдуме предложила тратить хотя бы 7 процентов на образование, Ливанов сразу же ответил отказом. Образование для правительства — не приоритет.

Подобная инициатива правительства уже оборачивается трагедиями.

В чем разница?

Т.к. мы живем не в СССР, а в Российской Федерации, то и взгляды на жизненные реалии не такие, как в советской стране. Это как в зеркале отражается на системе образования. Самый главный момент — это цель обучения. Смеем предположить, что в СССР (при всей заидеологизированности) целью было создание в голове ребенка стройной и систематичной картины мироздания, основанной на материализме, дарвинизме, марксистской классовой теории. В голове сегодняшних детей может сформироваться кашеобразная масса из идеалистических и материалистических (спасибо старым учителям) теорий в абсолютно хаотическом, бессистемном соотношении, приправленных одной основной мыслью: деньги правят миром. Потому что даже образование — это услуга, это товар. Для тех, кто победнее, комплект услуг поскромнее, для тех, кто побогаче — комплект полнее.
Кому это нужно?

Посмотрим, в каком положении окажется каждый из участников реформы: учитель, ученик, родитель. Не будем брать в расчет самих реформаторов, т.к. они про себя не забудут, и их дети будут учиться не в этой стране.

Учителя. Такую вот радужную картину рисует «Единая Россия»: «Средняя зарплата по сравнению с прошлым годом действительно резко увеличилась: если в прошлом учебном году средняя зарплата учителей общеобразовательных школ составляла 15 тыс рублей, то в этом году она составила 21,4 тыс. рублей». И дальше кормит нас обещаниями светлого будущего.

И официальная статистика вторит единороссам: средняя заработная плата учителей в 2011 году составила 17400 рублей. Это сравниваются Москва и Россия, видимо.

На деле все не так красиво. Учителя могут быть без категории (начинающие педагоги, например), тогда их зарплата совсем копеечная (в регионах в районе 5-7 тысяч). И есть первая и высшая категории. При высшей категории и олимпиадных заслугах зарплата поприличней и может дотягивать при 1,5 ставке до объявленной официально (например, в 2011-12 учебном году средняя зарплата учителя, по мнению петербургских властей, была 27 тысяч рублей). Но! Добиться категории — настоящая беда для учителя. Помимо конкурсов и олимпиад, откуда дети должны приносить только победы, в категорию должны набираться различные курсы повышения квалификации (которые стоят не пару тысяч рублей и занимают не месяц времени). Все «достижения» складываются и считаются баллы. Это отнимает огромное количество времени (настоящее бумагомарательство) и денег.

На вопрос, почему учителя работают на 1,5 ставки, метко ответили на одном из сайтов: на одну ставку кушать нечего, а на две — некогда.

И на фоне этого администрация школы предлагает учителю «подработать» на себя, то есть начать вести дополнительные уроки по предмету, но легально, делясь с государством. В знакомой авторам школе идея была такова: за урок родители платят 100 рублей. Из этих ста 13% — государству. Остальное принимается за 100%, и из них 42% — учителю. Остаток — школе. Итого, при обучении 10 детей раз в неделю, за месяц учитель получит 1460 рублей. Весомая прибавка! И ведь этот десяток надо найти и заинтересовать самим учителям, «прорекламировав» родителям свой предмет.

За счет подобных заработков планировалось дотянуть зарплату учителя до среднестатистической, объявленной правительством. В итоге, и здесь зажилили.

Не дотянули.

Еще один пункт — отзывы об учителе. Эти отзывы администрация собирает от учеников и родителей, от остального персонала школы: жалобы, докладные, устные претензии к учителю — все это может стать причиной снижения заработной платы и даже увольнения. Нет, где-то это, может, и справедливо. Но не здесь: это оборачивается в открытое либизение перед родителями и учениками, чуть ли не пресмыкание учителя вперемежку с клянчаньем денег «на нужды школы».

Учитель сегодня — не человек, несущий знания, не гордость нашей страны, не интеллигент, а просто продавец своих услуг на рынке образования.

Ученики. Наверное, они пострадают больше всех. Потому что наши дети — это наше будущее. Им жить и строить страну. И передавать накопленные знания.

А что можно передать, если в учебнике русского языка можно встретить массу пунктуационных и орфографических ошибок, если язык изложения настолько извилист и труден, что сам учитель порой вчитывается по несколько раз…а потом откладывает учебник, чтобы вести урок на понятном языке. И это при том, что активно внедряются религиозное обучение, акцент делается на физкультуре, ОБЖ (эти предметы тоже важны, бесспорно, но все должно быть в меру). А астрономия, например, — это дополнительное образование.

Что говорить об уровне образования в нашей стране?! О нем не плакал только ленивый. Но расплачиваться придется нашим детям, натасканным ставить крестики в бланках ЕГЭ.

И родители. Если мы уже привыкли к тому, что любое родительское собрание — это сбор денег на всякие компьютеризации, оптимизации и ремонты, покупки дорогущих (и часто бездарно написанных) учебников (вспомнить хотя бы серию книг по английскому — с кучей картинок и несистематично поданным материалом, с убогими примерами из американской жизни), то теперь официально нужно платить за полноценное образование (курс дополнительных занятий, уроки по углублению предмета).

Разумные родители делают вывод: учить детей приходится дома по советским книгам, а школа нужна скорее для общения со сверстниками и социализации.

А государство так и продолжает нас кормить Прекрасным Далёко.

Кто победитель?

И зачем такая реформа нужна? Все очевидно. Своих детей господа олигархи учат в неплохих условиях: вкладывают огромные деньги не в закон божий, а в экономическую науку, в знание истории, языков, математики. Потому что они понимают: их детям управлять этой страной. Они должны уметь манипулировать массами, уметь «зарабатывать».

А вот тем, кто будет стоять у станка, образование не нужно. Для механической работы достаточно уметь читать инструкцию. И знать «Отче наш». А если работяги откроют Белинского, то так и до Маркса дойдут. Тогда властям не сносить головы… Поэтому и уничтожают, извините, реформируют образование. Еще и денег на этом срубят.