Для чего российские власти экономят на здоровье детей?

В Москве прошел пикет несогласных с уходом поваров и медсестер из детских садов

Обновленное меню для детских садов вызвало массу критики среди представителей общественности, родители начали выходить на улицы. 6 октября в Пушкинском сквере прошел санкционированный пикет. Собравшиеся требуют исключения замороженных и растворимых продуктов из детского рациона, а также протестуют против сведения на ноль штата поваров, которых заменят фирмы-поставщики продуктов, и медсестер. 1 января 2013 года новые стандарты могут окончательно утвердиться в образовательных учреждениях. До тех пор активисты и родители пытаются привлечь внимание властей к своей проблеме.

Пушкинский сквер, полчаса до начала пикета. Звонок от Натальи Румянцевой, руководителя общественной организации «Родительский контроль»: «Я рядом в магазине. Закупаю «Дошираки», скоро подойду».

Акция прошла при участии 12-ти человек, несмотря на то, что пикет был согласован на 70. На дожде и октябрьском ветру стоять действительно несладко. Впрочем, отважившиеся прийти были закутаны в теплую одежду и предусмотрительно запаслись зонтами. Перед растянутыми плакатами водрузили две коробки. Участники мероприятия принесли с собой пакеты с лапшой быстрого приготовления. Присутствующие на митинге дети, даже самые маленькие, сначала положили их в первый короб, затем перенесли в другой, в итоге получилась миниатюрная башенка — своеобразный «Памятник детям — жертвам экспериментов».

Собравшихся не испугал холод. Их больше беспокоят «витаминизация» и «вакуумированные овощи», которые навязываются детям не только в Москве — тревожные сигналы поступают из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Кемерово и других городов России. При этом потихонечку растет цена «удовольствия». Сначала стоимость рациона составляла 130 рублей за дневную порцию, сейчас она подскочила до 170.

Согласно неким санитарным нормам, в детские сады со своей едой не пускают, дескать, не нравится, что подают, — сидите голодные. По словам Румянцевой, дети сами жалуются на невкусную пищу. «Это как будто мясо, как будто фрукты», — комментирует руководитель «Общественного контроля». Она напомнила, ранее сотрудники организации совместно с родителями адресовали письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Если до градоначальника достучаться не получится, активисты отправят аналогичное письмо президенту России Владимиру Путину.

Однако пока общение протестующих и властей, в основном, осуществляется посредством СМИ. Сначала одно издание публикует претензии организаторов и родителей, затем другое печатает интервью с чиновником-сторонником реформы. «Заведующие, как и раньше, будут контролировать качество продуктов. Также мы приглашаем к активному сотрудничеству в этой сфере родителей, как наиболее заинтересованных в этом лиц», — заверил в интервью РИА «Новости» заместитель начальника управления координации деятельности департамента Александр Гаврилов.

На пикет пришел представитель Мосгордумы — руководитель аппарата фракции КПРФ Олег Маркин. Его отношение к вопросу резко негативно. «Родители не смогут контролировать. Нет механизма должного общественного контроля. На кухню их не пустят», — заявил депутат. По его словам, сейчас ведется анализ договоров, заключенных на 2012 год, проверяется, все ли поправки и просьбы были учтены. «Это же пища для собак», — разводит руками Маркин — «Фасованные полуфабрикаты».

Представители Роспотребназдора — ведомства, ответственного за составление детского меню, — и вовсе ни на одну встречу не пришли. На вопрос отвечают: «Просто не придем. Не можем». Судя по рассказам Румянцевой, от личных встреч с чиновниками пользы не больше. «Я прихожу в Общественную палату и каждый раз слышу заученные речи. Мне кажется, они сами негативно относятся к навязываемой инициативе. Видимо, реформа питания идет сверху. Но это есть невозможно, это же дрянь какая-то!», — возмущается она.

Медсестер не заменят. Они просто уйдут в районные поликлиники. И, возможно, на одном специалисте будет висеть не один детский сад, а два или даже три. При необходимости ребенка повезут в ближайшую поликлинику. Румянцева подчеркнула, что в некоторых случаях медицинскую помощь нужно оказывать молниеносно. Это касается, например, аллергических реакций, в частности, отека Квинке — «пять минут и можно лишиться жизни». Кто успел — тому, считай, повезло.

По мнению Маркина, медицинский аспект следовало бы переложить на плечи другого ведомства. «Департамент образования занимается всеми вопросами, этим, в том числе. Вполне логично было бы подключить к этому департамент здравоохранения», — считает он.

Депутат отмечает и другую проблему: увеличение групп в детских садах, в связи с этим — уплотнение мест, двухэтажные кровати. Теперь критерии прорабатывают, исходя не из того, сколько человек придется на воспитателя, а сколько места займут дети, рассчитывают, как рациональнее их укомплектовать в одном помещении. Так, на одного ребенка отводится 2,5 квадратных метра. Вроде ничего, но звучит как-то цинично. Раньше в каждую группу входило до 25 человек, теперь набирают по 40. Маркин напомнил, что эта инициатива исходит от Роспотребнадзора.

По всей видимости, детские сады не успевают строиться со скоростью, необходимой для российского населения. Детей «укомплектовывают» потеснее и прописывают «витаминизированные» и «обогащенные» обеды. Действительно, а зачем нужны повара, если можно «приготовить» пюре, залив порошок кипятком?

Впрочем, в СМИ также появлялась информация о том, что за счет предпринимаемых мер в отношении штата медсестер и поваров увеличится зарплата воспитателей. По словам Маркина, на данный момент не существует соответствующих приказов и департамент образования на этот счет никаких комментариев пока не дает.