Кто виноват в смерти челябинского священника?

Православная общественность Челябинска бурно обсуждает смерть священника Дмитрия Алферова и считает главной причиной произошедшего конфликт с челябинским митрополитом Феофаном.

Напомним, настоятель челябинского храма «Утоли моя печали» отец Дмитрий Алферов скоропостижно скончался в реанимации в ночь с 10 по 11 февраля 2014 года. У 50-летнего священнослужителя остановилось сердце.

Как передает корреспондент «Нового Региона», помимо некрологов в СМИ и официальных соболезнований на сайте Челябинской и Златоустовской епархии в Интернет-блогах появился рассказ о земных «мытарствах» настоятеля храма и людях, лишивших жизнь челябинского протоирея смысла. Один из них опубликовал у себя в блоге известный религиозный деятель, протодиакон РПЦ Андрей Кураев.

«Сайт Челябинской епархии пополнился очередным некрологом. 21 декабря 2013 года ушел к Богу протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Сильный, здоровый человек не выдержал нервных перегрузок. Его уволили с места настоятеля храма в городе и перевели служить в поселок, после чего он тяжело заболел. …Вернувшись с тех похорон, отец Дмитрий сказал: «Ну что же, я – следующий». У него тогда тоже начались «нервные перегрузки». Сначала с того, что на храм наложили оброк больше обычного в два раза, а потом пошли разговоры о том, что храм, который отец Дмитрий строил и создавал с 1996 года, превращают в монастырь», – рассказывают прихожане храма «Утоли моя печали».

По словам прихожан, когда митрополит увеличил оброк с 10% до 25%, протоирей уже не мог остановить строительство воскресной школы и домика для детей со всеми удобствами. «Пришлось влезать в долги. Потом нововведение – митрополит запретил обращаться за помощью к спонсорам, с которыми отец Дмитрий выстраивал длительные отношения. А те, узнав, что теперь все пойдет напрямую в казну митрополиту, просто отказались помогать. Наш город хоть и большой, но новости распространяются по нему со скоростью света. А уж резиденцию для митрополита стоимостью около двадцати миллионов рублей как-то утаить сложновато. Деньги туда скачивались со всех приходов. А митрополит только красиво «махал руками» в Москве, мол, я вам построю пять монастырей!!! Когда об этом его обещании Патриарху стало известно нашему настоятелю – священство совсем приуныло. Храмов у нас строится раз, два и обчелся. Строятся тяжело и трудно. Буквально каждая копейка экономится, рабочим платить нечем. При этом «оброк» снимается в полной мере даже со строящихся храмов», – возмущаются прихожане.

Отметим, храм «Утоли моя печали», расположенный на берегу озера Смолино, пользуется популярностью у жителей южноуральской столицы. Там помимо воскресной школы имелась большая столовая для малоимущих, множество кружков для молодежи.

Около месяца назад решение о переформировании храма в монастырь утвердили на епархиальном собрании. По словам прихожан, митрополит намерен сделать из прихода архиерейское подворье для контроля над финансовыми потоками. При этом в храме нет монашеской общины, а место для отчуждения от мирской суеты выбрано весьма неудачно: поблизости с монастырем располагаются городской пляж и жилые кварталы.

«Храм для отца Дмитрия был как дитя: выношенное, выстраданное, выращенное, – продолжают рассказ прихожане. – И вся община была против того, чтобы был монастырь. Но митрополит своей жесткой рукой надавил и заставил тогда его написать комментарий о том, что он согласен. Мы стали бояться, – что настоятеля снимут или вообще переведут в другое место. А он не выдержит – диабет, слабое сердце. И мы все замолчали. А неделю назад, перед престольным праздником, он узнал, что «оброк» еще увеличили на 300 тысяч. Это была абсолютно неподъемная сумма для храма, в котором было уже остановлено строительство. Нужно было увольнять людей, которые и так работали на голом энтузиазме. Он отслужил престольный праздник и ушел. К Богу».

«И меня простите, отец Дмитрий. Его прихожане (и спонсоры) несколько раз обращались ко мне, ошибочно думая, будто я вхож в патриархию, – комментирует ситуацию Андрей Кураев. – Так что о конфликте вокруг этого храма я знал. Но мое публичное вмешательство лишь всё усложнило бы».

P.S. Еще один монастырь собираются организовать в Верхнем Уфалее – тоже в городской черте, на месте детского лагеря. Челябинская епархия уже выкупила три корпуса учреждения для размещения в них мужского монастыря. Горожане недоумевают: неужели монахи важнее, чем дети, и кто заселит этот монастырь, ведь монахов в Верхнем Уфалее отродясь не бывало.