«Стал алкоголиком… в двенадцать!»

Среди пациентов наркологических диспансеров страны все чаще встречаются дети, чей нежный возраст никак не предполагает наличие такой тяжелой болезни, как алкоголизм.

Однако, по мнению заместителя главного врача РНД Республики Татарстан, по наркологии, профессора Степана Криницкого, проблема детского алкоголизма, увы, существует.

— К нам поступает немало подростков, злоупотребляющих алкоголем. Как правило, большинство из них живут в так называемых неблагополучных семьях. Причем, выпивают, как мальчики, так и девочки. Чем старше возраст, тем больше становится и тех, и других. А самому младшему алкоголику, с которым нам пришлось иметь дело, было всего… двенадцать лет, — с горечью говорит Степан Матвеевич.

Как же получается, что ребята приобщаются к «зеленому змию» со столь юного возраста? Мне удалось побеседовать с одним из юных пьяниц, который ежедневно околачивается в одном из «пьяных» дворов, коих немало в любом микрорайоне. Ромке, как он себя назвал, всего пятнадцать. Но он уже перепробовал в своей короткой жизни и пиво, и вино, и водку, а когда не бывает денег на опохмелку, нюхает клей.

— А куда же смотрят твои родители? — задаю пацану наивный вопрос.

— Туда же, куда и я — в бутылку! — съехидничал подросток.

Яблоко от яблони… Эта пословица, к сожалению, вполне отражает ситуацию, складывающуюся в городе с детским алкоголизмом. В семьях, где пьют родители, как правило, становятся алкоголиками и дети. По опросам, проведенным среди пьющих подростков инспекторами ПДН, свое знакомство со спиртными напитками большинство ребят начинали с того, что сливали остатки вина рюмок и стаканов, оставленных после пьяного застолья папами и мамами.

Еще одна проблема, с которой напрямую связано увеличение числа детей-алкоголиков — невероятная доступность спиртного. Не секрет, что работники торговли, заинтересованные в сбыте этой продукции, готовые продать ее хоть черту, лишь бы поскорее выполнить план реализации. Особенно грешат этим торговцы пивом, которое хотя и причислено к слабоалкогольным напиткам, но на деле является мощнейшим катализатором для спаивания людей, особенно детей и молодежи.

По мнению специалистов наркологического диспансера, для того, чтобы дети не могли приобретать спиртные напитки, во всех местах их продажи следовало бы установить камеры видеонаблюдения. Только в этом случае продавцы или кассиры ни за что не отпустят запретный товар несовершеннолетним покупателям. Разумеется, среди казанских продавцов встречаются и принципиальные люди, однако, практика показывает, что спиртное пока еще остается легкодоступным товаром не только для взрослых, но и для детей.

Алкоголизм во все времена считался опасной болезнью. А нынче степень этой опасности возросла втрое, поскольку с алкоголизмом тесно взаимосвязаны и две другие проблемы — СПИДа и наркомании. Но поскольку алкоголь является более доступным для подростков, чем наркотики, его употребление в этой среде постоянно увеличивается. Хотя власти пытаются как-то повлиять на ситуацию. Например, милицейские патрули нередко отлавливают на улицах юных пьянчужек и доставляют их в диспансер. А тут проводят курс лечения тем, кто изъявит желание, и отпускают. Тех же, кто и вовсе не хочет лечиться, принуждать к этому медики не имеют права. Для этого, как минимум, нужно решение суда о лишении родителей или опекунов родительских прав. А это — большая морока.

Вот и получается, что число несовершеннолетних пьянчужек на наших улицах становится меньше только… на бумаге. На деле же в разливанном море пива, вина и водки тонут все новые и новые мальчишки и девчонки, а вместе с ними тонет в вине и светлое будущее нашей страны.