Глазами западной прессы: «XX съезд КПСС под ЛСД»

Мир продолжает делиться впечатлениями от церемонии открытия Олимпиады в Сочи. Если первые отклики из-за рубежа были в большинстве восторженными, а на недочеты и забавные моменты самокритично указали пользователи Рунета, то по прошествии выходных, когда эмоции несколько поутихли, западная пресса отыскала поводы для придирок. Впрочем, судя по публикациям, если это и повлияло на оценку шоу в целом, то не радикально.

Наиболее сракастично выступило издание FAZ (Франкфурт-на-Майне), по мнению которого «головы монументальных памятников и высотки из папье-маше, летавшие над стадионом», создавали атмосферу «XX съезда КПСС под ЛСД». Газета решила, что это соответствовало «постоянно растущему энтузиазму Путина в отношении эпохи сильной мировой державы под серпом и молотом», цитирует «Коммерсант», подготовивший подборку характеристик из зарубежной прессы.
FAZ оказалась смущена стилем церемонии — не понравилось то, что Россия не пересмотрела критически собственную историю: «Серп и молот проплывают между панелями с изображением сталинских высоток», — описывает издание, напоминая, что «во имя идеологии, связанной с этими символами, были убиты миллионы людей».
— Дневник Олимпиады. Расписание и результаты соревнований- Лужков отказался признавать Олимпиаду достижением России и посоветовал извиниться перед сочинцами- «Горячий. Круто. Твой». Американский лыжник описал впечатления от Олимпийской деревниБританские обозреватели неизбежно сравнивают сочинское открытие Игр с лондонским два года назад. По оценке The Daily Telegraph, церемонии в Сочи «не хватало юмора и радости Лондона-2012».

The Independent, на которую в своем дайджесте ссылается InoPressa, напротив, ощутила «бодрое влияние» шоу, поставленного Дэнни Бойлом для летних Игр в Лондоне. Зрелище было многоцветным и иногда непонятным, «но не в большей мере, чем памятная ода Национальному Здравоохранению» на церемонии открытия лондонской Олимпиады, признает автор.
The New York Times вспоминает не только Лондон-2012, но и Пекин-2008. Если на открытии Олимпиады в Лондоне воспевались традиции и практиковалось ироничное самоуничижение, а на мероприятии в Пекине твердо декларировалось появление новой державы, то в Сочи был «тост за изобретение себя заново», посчитал американский журналист.
The Philadelphia Inquirer сожалеет, что церемония обошлась без участниц Pussy Riot, отсидевших в тюрьме за «антипутинский панк-перформанс» в московском храме. Причем издание называет этот коллектив одним из самых знаменитых российских исполнителей (на Западе уж точно. — Прим. ред.). Впрочем, постановку в целом газета находит «удивительной», а смена сцен, которые, на взгляд автора, словно выскакивали одна из другой, напомнила матрешку. (Прим. ред.: очевидно, иностранцам все-таки не хватило тех самых «русских народных» атрибутов, отсутствие которых порадовало самих россиян. Та же Ксения Собчак, например, написала в Twitter: «Настоящая нелубочная, европейская Страна. Без балалаек и «спасибо деду за победу». Все точно и без пошлятины»).
The Guardian понравилось, что церемония обошлась без националистической помпы, так что в итоге получился «мечтательный и роскошный взгляд на русскую историю». «От этого визуального путешествия по истории России захватывало дух», — написала The Daily Telegraph — та же, которой не хватило «радости и юмора» Лондона.
На церемонии открытия Игр в Сочи Россия не казалась страной, в которой на Красной площади надевают наручники на геев, пишет La Stampa. Не было всего того, что обычно ассоциируется с историей и хроникой бывшей «империи зла»: мрачной и воинственной атмосферы, националистической риторики, прославления Сталина, хора Красной армии, святых, героев и кормчих страны, которая отстаивает свое могущество. «Церемония вобрала в себя все самое лучшее — от музыки Чайковского, графики Родченко, до советских мультфильмов», — перечисляет итальянская газета.

При этом La Stampa с некоторым неодобрением отметила «каменное выражение лица» Владимира Путина «на всем протяжении самой умелой и блестящей операции по улучшению имиджа его царства». Тогда как The Guardian, напротив, подчеркнула, что у российского лидера на лице была «лучезарная, торжествующая улыбка», которая «стоила тысячи слов».
Корреспондент Der Spiegel, добавивший собственной критики к той, что уже звучала от западных коллег в адрес сочинских гостиниц, в той же статье признает: «Критика перешла все разумные границы», мир слишком увлечен смакованием «ужасных картинок» из России. И заключает, что «Россия в целом не заслуживает того злорадства, какое появляется у иностранцев при виде неработающей дверной ручки или сломанной скамейки».

А самый диковинный (и пространный) заголовок выдумала в The Daily Mail: «История России и трусы на кокосовой тяге: несмотря на олимпийское кольцо-отказник, церемония открытия в Сочи была фантастическим зрелищем… и увлекательным телевизионным шоу» (речь о техническом сбое на открытии, когда одна из пяти гигантских снежинок не раскрылась в олимпийское кольцо). Если верить британскому телекомментатору, «трусы на кокосовой тяге» носит олимпиец из тропического государства Тонга. Этот спортсмен «сменил имя на «Бруно Банани» ради рекламной кампании некого немецкого производителя нижнего белья, утверждает таблоид.