Промывка мозгов. «Хотел ли Гитлер… улучшить нашу жизнь?»

Многие казанские школьники и студенты любят покрасоваться 9 мая с георгиевскими ленточками на одежде, но при этом они остаются совершенно равнодушными и к истории Великой Отечественной войны, и к подвигам тех, кто добывал эту Победу в кровопролитных сражениях на фронтах и ковал ее в героическом тылу.

— Да сколько уже можно талдычить о прошлом, — скажет иной читатель, — Мы живем в XXI веке, нельзя же двигаться вперед, глядя все время… назад?

И будет, наверное, по-своему прав: кто же ходит задом наперед? Но только речь идет отнюдь не о физическом процессе, а, скорее, о духовном, где происходит движение целого общества или его отдельных поколений. И этот процесс не менее важен для нашей страны, чем социально-экономическое развитие или преодоление кризисных явлений.

Чтобы убедиться в этом, я побывал на уроках истории в десятом классе одной из казанских школ. Особенно меня шокировало то, что, в общем-то, неглупые и даже добрые ребята в беседе о Великой Отечественной войне не могли ответить на, казалось бы, элементарные вопросы: например, когда началась война, кто с кем воевал, какие планы строил Гитлер в отношении будущего СССР и России, в частности. Мало кто смог ответить и на такой вопрос, какова роль нашей республики в деле разгроме немецко-фашистских войск. Ну, а уж назвать хотя бы одного Героя Советского Союза из Татарстана вообще никто не смог.

Впрочем, это еще не самое страшное: имена героев и даты основных сражений Великой Отечественной можно, в конце-концов, и выучить. Куда большую опасность, на мой взгляд, представляют труды иных писателей и историков, в том числе и иностранных, в которых принижается роль нашей армии и страны в победе над фашизмом, фальсифицируются многие другие моменты нашей отечественной истории. Как ни странно, но эти материалы почему-то интересуют нашу молодежь куда больше, чем официальная история. Для того, чтобы убедиться в эффективности этой оголтелой пропаганды, которая в последние годы приобрела весьма широкий размах, достаточно зайти на любой молодежный форум, где обсуждаются им вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.

«Я считаю, что немцы были по-своему правы, напав на СССР, потому что они хотели искоренить только сталинизм. Народ же наш в случае победы Гитлера жил бы еще лучше, чем при коммунистах», – пишет, например, 15-летний пользователь, подписавшийся именем Алекс. Видно, этому пареньку, никто до сих пор не поведал, что по зловещему замыслу Гитлера, в случае победы фашистской Германии все народы СССР подлежали тотальному истреблению, а вся территория этой страны была бы заселена представителями арийской расы! «Нам много врут о зверствах фашистов. А они не убивали мирных жителей, а только выполняли приказ» — вторит ему 15-летняя Алиса, которая также ничегошеньки не знает ни о фашистских концлагерях, где планомерно уничтожались миллионы людей, ни о белорусских селах, где заживо сжигали мирных жителей!

В чем же причина столь эффективной «промывки мозгов» части наследников той самой Победы, роль и значение которой в мировой истории остается бесспорной? И не потому ли наша молодежь охотней вникает в книги такого толка, что они написаны лучше и убедительней, чем наши учебники, в которых, по мнению многих преподавателей, столько белых пятен, что порой разобраться в том или ином историческом событии трудно не только ученикам, но и самим педагогам

Да и не только хорошие учебники воспитывают настоящий патриотизм в людях, но и сама реальная жизнь. Например, сегодня с самых высоких трибун слышатся призывы к тому, что стране нужны миллионы патриотов. А в дни Победы мы чуть ли не силком загоняем школьников на праздники по «разнарядке». Мы обвиняем западных историков во лжи и необъективном освещении исторических событий на мероприятия. Но сами боимся задать себе честный вопрос: многие ли из нас хранят благодарную память о тех, кто воевал и трудился в тылу, кто лежит на полях сражений и увековечен в бронзе?

Мне думается, что одними призывами в таком важнейшем вопросе, как воспитание истинных патриотов Родины, дела не решить. Нужна мощная и эффективная идеологическая система, которая могла бы не только эффективно бороться за умы молодых людей, но и прививать людям то, чего нам так не хватает сегодня — общечеловеческие ценности: любовь к Родине, к труду, уважение к старшим, почитание Закона. Пока же, увы, вместо этого, нашей молодежи активно прививают совсем другие понятия — страсть к деньгам и дорогим вещам! У многих молодых людей уже даже «национальная идея» появилась: «Жить припеваючи и… ничего не делать!». Не потому ли у нас столько безработных с дипломами?

Да, двигаться вперед, постоянно оглядываясь назад, невозможно. Но попытки руководства страны использовать 65-летие Победы для объединения гражданского общества, только подтверждают, что проблемы, о которых шла речь выше, реально существуют. И чем дольше мы будем их замалчивать, тем глубже и шире может станет пропасть между прошлым и будущим, а временное забвение исторической памяти – необратимым.