Лучшие из наших детей уже начали убивать нас

Трагедии, подобные той, что произошла в Москве на этой неделе, а буквально на следующий день – в Выборге, время от времени происходят по одному и тому же сценарию в американских школах. Подростки берут у своих родителей оружие, проносят его в школу и открывают стрельбу. Гибнут школьники, учителя и полицейские.

В России подростковая преступность тоже не редкость. Однако в подавляющем большинстве кражи, разбои и убийства совершают дети из неблагополучных семей и в основном из хулиганских или корыстных побуждений.

Но вот в Москве старшекласник-отличник убивает учителя из-за отметок. Подобный случай у нас в стране известен лишь один. В 2010 году в Брянской области школьника приговорили к 8,5 годам лишения свободы за убийство учителя. Вскоре после задержания 15-летний подросток признался в убийстве. Он заявил, что убил учителя из личной неприязни. В частности, юноша вспомнил, что за несколько месяцев до этого педагог не дал ему слушать музыку во время урока и отнял у него мобильный телефон. Также убийца посетовал на то, что учитель все время ставил ему двойки.

Однако это был всё-таки неблагополучный ребенок.

В целом преступность среди детей из благополучных семей также достаточно велика. Но убийства, совершаемые такими подростками, чаще всего носят характер «игры» – жестокой, бесчеловечной, но всё-таки игры как лекарства от пресыщенности и скуки. Потрясшее всю страну убийство совершено ребёнком, который относится к группе, меньше всего вызывающей тревогу общества и считающейся наиболее социализированной, – это отличники. Однако в проблемах этой группы детей так же, как и в проблемах асоциальных подростков, высвечиваются все недостатки школьного образования и воспитания в целом.

Во-первых, это активно обсуждаемый сегодня вопрос: должна ли школа воспитывать или только обучать. Ответ на него психологам ясен – воспитывает семья! Не «должна воспитывать семья», а «воспитывает семья», хочет она того или нет! Воспитывает любая семья – даже та, которая этого не делает, и даже в первую очередь та, которая этого не делает. Результаты такого воспитания видны сразу: они проявляются в форме детской преступности, наркомании и самоубийств.

ребенок на крышеОткуда вообще пошла идея, что воспитывать должна школа? Это пережиток тоталитарного режима. С 20-х годов прошлого века правительство пыталось отобрать детей от семьи всеми возможными способами, действуя как напрямую, так и косвенно, убеждая родителей перекладывать ответственность на общество. Это позволяло тоталитарному режиму штамповать детей под копирку, добиваясь всеобщего единодушия и послушания. Выросло уже не одно поколение людей, глубоко убеждённых в том, что их дело – лишь родить, а об остальном должно заботиться общество. Такая иждивенческая позиция заставляет родителей требовать от государства всё больше и больше. Чтобы преодолеть эту вредную тенденцию, наверное, не помещало бы принятие закона, обсуждающегося сейчас в парламенте, – об усилении ответственности за ненадлежащее воспитание. И если о других критериях «ненадлежащести» воспитания можно дискутировать, то все согласны – совершение ребёнком преступления можно считать явным признаком этой самой «ненадлежащести». И ответственность за это, безусловно, должна лежать на родителях.

Итак, семья воспитывает, школа учит. Значит ли это, что у семьи и школы должны быть одинаковые критерии оценки ребёнка? Конечно, нет! Школа должна судить ребёнка по успеваемости, а семья – по его человеческим качествам. Поддерживая друг друга, вместе они, таким образом, формируют гармоничную личность.

Но родители о своей роли не думают и часто требуют с ребёнка только того же, чего требует школа, – успеваемости. Успеваемость становится единственным критерием оценки ребёнка. Если у него нет таланта к учёбе – остаётся шанс, что родители обратят внимание на его поведение и на него самого как на личность. Но если у несчастного дитяти есть способности, позволяющие ему хорошо или даже отлично учиться, тогда всё! – считай, пропало! – никому не интересны ни его жизнь, ни его личность, ни его проблемы и переживания.

Такой ребёнок испытывает на себе жестокое единообразие требований. У него нет мотивов развивать свои общенческие навыки, тем более что сверстники таких детей обычно недолюбливают. Часто личность этого ребёнка не формирует тех защитных механизмов, которые постепенно вырабатываются у обычных детей в конфликтах с ровесниками, учителями и родителями. Обычный ребёнок, испытывая трудности в учёбе, уходит в дружбу, при конфликтах с друзьями перемещает акцент своих интересов в зону интересов родителей, заводит хобби или выпускает пар в спортивных играх или даже дворовом хулиганстве.

отличницаОтличник же весь устремлён в одну точку – на ней одной, на успеваемости, держится его контакт с миром. Это тяжёлое состояние, давление которого подросток испытывает ежеминутно. В школе его ставят другим в пример, на него все возлагают надежды и удивляются, если он вдруг оказался не на высоте. Родители такого ребёнка, ослеплённые гордостью, совершенно распоясываются в своих к нему требованиях, уверенные в том, что так будет всегда.

Фактически, такой ребёнок заключён в клетку жестокости окружающих. Неудивительно, что и он в таких условиях вырастает жестоким. Жестокость отличника проявляется в первую очередь по отношению к нему самому. Поэтому гораздо чаще мы встречаемся с тем, что такие дети проявляют аутоагрессию, то есть совершают попытки самоубийства.

Но бывает так, как случилось сейчас. Окруженный агрессивной единообразностью требований взрослых, отличник сжимается, сдавливается, как пружина. И вся накопленная им за недолгую, но трудную жизнь жестокость родителей, преподавателей и сверстников распрямляется взрывом убийственной агрессии по самому ничтожному поводу. И опрокидывается на тех, кто воздвигает хоть малейшее препятствие на их пути к заветным пятёркам, составляющим их единственную ценность. И этому их научили мы, взрослые.

Лучшие из нащих детей уже начали убивать нас. Не пора ли задуматься, лучшие ли они?