Депутаты запретят ТВ показывать днем детское насилие

Это поможет снизить уровень детской и подростковой преступности, уверены в думской фракции ЛДПР.

Запретить на телевидении демонстрацию сцен насилия с участием подростков предлагают депутаты ЛДПР. По их мнению, такие сцены способствуют новым виткам насилия среди несовершеннолетних. Поправки в закон о СМИ подготовили вице-спикер ГД Игорь Лебедев и председатель комитета ГД по общественным организациям Ярослав Нилов.

Непосредственным поводом к появлению законопроекта стал захват заложников в московской школе № 263 3 февраля, когда вооруженный старшеклассник убил учителя и смертельно ранил полицейского. В пояснительной записке к документу отмечается, что «cцены преступлений на телеэкране, совершаемые подростками, притупляют способность молодых людей и детей к состраданию, провоцируют жестокое поведение».

— Мы хотим ограничить на телевидении возможность зомбировать население, подсаживать людей на эмоциональную зависимость от преступлений, в которых фигурируют несовершеннолетние. Имеются исследования специалистов — психоаналитиков, криминалистов-психологов, — доказывающие, что демонстрация новостей о совершенных преступлениях может стать причиной нового всплеска насилия. Особенно это касается молодых, у которых психика еще не сформировалась и подвержена негативным влияниям. Так что с этими школьными стрелками существует такая же опасность повторения, — переживает Ярослав Нилов.

Поэтому он считает необходимым полностью запретить показ по телевидению сцен жестокости, физического или психического насилия с участием несовершеннолетних с 7 до 24 часов. Запрет предполагается распространить и на информационное вещание.

Эта мера поможет уберечь подрастающее поколение от негативной информации, которая может спровоцировать повторение подобных преступлений, уверен парламентарий.

Он отдельно уточнил, что законопроект касается исключительно телевидения (в том числе кабельных сетей и интернет-вещания) и распространяется только на показ сюжетов о совершенных преступлениях.

Единоросс Роберт Шлегель согласен, что не стоит провоцировать детей на преступления, но не уверен в эффективности предлагаемого запрета.

— Ситуацию провоцировать не нужно, с этим я соглашусь. Но подростки, особенно в возрасте 15-18 лет, уже прекрасно пользуются интернетом. И если кто-то захочет посмотреть фильм или передачу, в которых содержатся сцены насилия с участием детей и подростков, он посмотрит это вне зависимости от того, будут это показывать по ТВ или не будут, — считает он.

По мнению депутата, основной упор в профилактике происшествий, подобных тому, что имело место в школе № 263, надо делать не в области телевидения.

— Не нужно тут всё сваливать на насилие по телевизору или в компьютерных играх. У меня масса вопросов к тому, как хранилось оружие, с которым тот подросток пришел в школу. Какими были экипировка и квалификация охраны. Как было организовано психологическое наблюдение за школьниками. И, естественно, какими были отношения в семье, — говорит Шлегель.

Руководитель комиссии по свободе информации Совета по правам человека Елена Масюк уверена, что законодатели идут по самому легкому пути.

— Запретить всё, что хотят наши депутаты, невозможно. Вся их деятельность за последние два года является исключительно запретительной. Это не путь решения проблем, которые есть в стране, — подчеркнула правозащитница.

В пресс-службах «Первого канал» и НТВ отказались комментировать депутатскую инициативу, пока она не стала законом. В Роскомнадзоре также предпочли уклониться от комментария, оговорившись, что готовы исполнять закон в случае его принятия.

В 2010 году был принят закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Он налагает запрет на распространение среди детей и подростков информации, которая оправдывает насилие или может привести к нанесению ими вреда своему здоровью или самоубийству. Такая информация не может транслироваться в теле- и радиоэфире с 4 до 23 часов. Однако закон говорит только о запрете на оправдание насилия или побуждение к нему и отдельно не оговаривает случаи, когда речь идет о насилии с участием подростков.