Челябинские военные училища: брошены и позабыты

Только вчера мы общались с Игорем Мурогом — заместителем председателя челябинского правительства, а сегодня стало известно о том, что его отправили в отставку. Игорь Александрович — человек военный. У него три высших образования, он доктор технических наук, мастер спорта СССР. В 2009 году был назначен начальником Челябинского военного автомобильного училища и стал его последним руководителем. Говорит, незавидная эта участь.

Распахнутые настежь ворота бывшего танкового училищаРаспахнутые настежь ворота бывшего танкового училища
Именно о судьбе бывших автомобильного и танкового училищ в Челябинске мы и говорили. Вот уже несколько лет оба этих военных городка стоят без хозяина и фактически без пригляда (ФОТО). Буквально на днях в танковом, расформированном еще в 2007 году, дотла сгорел один из корпусов. Жители окрестных домов, затаив дыхание, смотрели из окон на это зарево и гадали, не перекинется ли огонь на них. Здание тушили час, остался от него только остов. Рядом стоят пока целые внешне, но разгромленные внутри соседние корпуса. Бывший танковый вуз пытаются продать вот уже 4 года, но безуспешно. Большой участок с обветшалыми зданиями никто покупать не хочет — несмотря на то, что это 15 Га в самом центре города.

А накануне этого пожара в Интернет было выложено видео, снятое выпускником другого челябинского училища — автомобильного. Александр Ивановский окончил его в 2005-м, а через пять лет вуз закрыли. Молодой человек решил посмотреть, что стало с военным городком, никем не остановленный зашел через проходную, включил камеру и снял небольшой фильм: выбитые окна, разгромленные помещения, срезанные батареи, разворованная на металлолом техника. Теперь бывшие курсанты, преподаватели, сотрудники и их семьи собираются писать петицию министру обороны Шойгу: как же так? Неужели эти многочисленные корпуса, эта земля — огромный кусок в центре города — не нужны армии?

Судя по тому, что городок фактически никто не охраняет, если не считать трех солдат, открывающих и закрывающих ворота на КПП, Минобороны это имущество без надобности. Но и на продажу оно до сих пор не выставлено. Как рассказал Игорь Мурог, он несколько раз предлагал и Сердюкову, и Шойгу варианты использования автомобильного училища — отдать курсантам-штурманам из ЧВВАКУШа, создать на базе двух закрытых вузов автобронетанковый институт — но понимания не находил. Корпуса, тем временем, без тепла и электричества постепенно приходили в состояние, близкое к трущобам. И если московские военные чиновники не слышали вице-губернатора, трудно предположить, что они обратят внимание на возмущение бывших курсантов и преподавателей.
учебный корпус автомобильного училищаучебный корпус автомобильного училища

Впрочем, третий вариант решения судьбы бывшего автомобильного училища в Минобороне рассмотрели более благожелательно. Очевидно, такая реакция была связана с поручением президента создать региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. Накануне Нового года выяснилось, что под эту цель военные готовы отдать аж 8 строений из более чем 50! Правда, в письме, которое пришло в областную администрацию из Министерства, ни слова не говорится о земле, на которой эти здания стоят. А без оформления участка в муниципальную собственность городу эти помещения, пришедшие практически в негодность, конечно, нужны.

Очевидно, теперь начнется новая и, как обычно, бесконечно долгая переписка. Однако если раньше судьбой училища занимался лично Игорь Мурог, не вписавшийся в команду нового губернатора, то теперь, после его отставки, эта тема может попросту заглохнуть. И будут по-прежнему без дела простаивать прекрасное футбольное поле, стрелковые тиры, спортивные залы — в самом центре города, где можно было бы построить, к примеру, детский физкультурно-спортивный комплекс, раз уж мы так озабочены здоровьем будущих поколений…
Впрочем, этими объектами уже заинтересовался челябинский олигарх Сергей Вайнштейн, депутат Госдумы от партии ЛДПР, направивший соответствующий запрос в Министерство обороны. Челябинцам же остается пока лишь гадать: за училища взялся Вайнштейн-депутат или Вайнштейн-застройщик?