Памятникам русским героям на Кавказе не рады

Осетинские блогеры и историки выступили против памятника герою Кавказской войны Архипу Осипову.

Во Владикавказе ко Дню города намереваются повторно установить памятник российскому солдату Архипу Осипову, герою Кавказской войны. Памятник стоял в городе с 1881 года и был снесен после 1917-го как «наследие царского режима».

Монумент появится уже в этом году, говорит начальник отдела городского дизайна, рекламы и визуальной информации мэрии Заур Бедоев. Идея его воссоздания находится в рамках программы реконструкции проспекта Мира. «Это памятник архитектуры нашего города, это его историческая часть. И если мы хотим воссоздать исторический облик проспекта Мира, без него нам не обойтись», — цитирует чиновника ресурс «15-й регион». Дизайнер называет памятник Архипу Осипову символом воссоединения России и Северного Кавказа, а «Владикавказ является культурным и военным оплотом России».

Заур Бедоев рассказал, что памятник будет состоять из стелы конической формы, на вершине которой будет установлен бронзовый орел с золотым венцом в клюве. Монумент высотой 4 метра разместится над подземным переходом в начале проспекта Мира. «Это очень красивый памятник. Он отлично впишется в архитектуру главной улицы города. Кроме того, памятник станет некой доминантой, началом проспекта», — говорит Бедоев.

И все бы ничего, но у идеи восстановления памятника немедленно нашлись противники в местной общественности. Она (идея) «безоговорочно вредна и оскорбительна», безапелляционно заявляет доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания, член Общественной палаты республики Руслан Бзаров. «Памятник братоубийственной войне послужит разладу вместо так необходимой России консолидации. Такой памятник совпадет с чьим-то желанием разделить и противопоставить народы России. Такой памятник неизбежно будет воспринят как посягательство на национальное достоинство не только черкесов, но и всех остальных народов великой и многонародной Российской Федерации», — цитирует его ИА REGNUM.

История подвига Осипова в его изложении выглядит так: «Когда-то во Владикавказе стоял памятник солдату Архипу Осипову, который взорвал пороховой погреб, чтобы уничтожить черкесов, наступавших на Михайловское укрепление на берегу Черного моря. Шла Кавказская война. Верный присяге солдат, совершая подвиг самопожертвования, защищал интересы пославшей его на службу родины. Убитые им черкесы героически сражались за свободу своей родины… Через сорок лет после гибели солдата и черкесов был сооружен памятник Архипу Осипову во Владикавказе — со ссылкой на то, что здесь стоял когда-то Тенгинский полк, в котором служил герой… Памятник простоял несколько десятилетий и был снят, когда в 1917 году пала империя и народы России обрели общую родину, более не разделявшую их, по выражению Ахмета Цаликова, на сынов и пасынков».

«Век, прошедший без всего того, что символизировал памятник Архипу Осипову, привел нас к национально-государственным формированиям, защите родных языков и культур, федеративному устройству Российского государства», — отметил Бзаров. «Нам не подходят ни имперская архаизация, ни воспроизведение шовинистических клише, ни противопоставление Владикавказа Осетии или Осетии — соседним республикам… Владикавказ — столица субъекта Российской Федерации. Культурная политика Республики Северная Осетия-Алания не может идти вразрез с общероссийскими принципами», — считает историк.

Ведущий сотрудник СОИГСИ, доктор исторических наук Ислам-Бек Марзоев не одобряет «установления во Владикавказе памятника такой неоднозначной личности, каковой являлся Архип Осипов». «Памятник еще не поставили, а в сетях уже идет бурная полемика по этому вопросу, все больше принимающая негативную окраску. Кавказ — сложный геополитический регион, с многовековыми традициями мирного сосуществования на небольшой территории различных этносов. И наши народы научились беречь и хранить добрососедские отношения. Это особенно важно в наши дни, когда стали актуальны проблемы этнических конфликтов и региональной безопасности. В этой ситуации не учитывать отношение к имени Осипова братских адыгских народов я считаю для Осетии в корне неправильным. Надеюсь, что благоразумие возобладает и на месте предполагаемого памятника мы увидим монумент дружбы и солидарности народов Кавказа и России», — заявил он.

Осетинский блогер Магас Дедяков предложил компромиссный вариант — изменить надпись на монументе. «Если установки памятника не избежать, то можно просто изменить надпись на нем и не делать акцентов на Архипе Осипове. Было бы разумнее упомянуть всех погибших в Кавказской войне, независимо от сторон, на которых они сражались», — сказал блогер. По его словам, документ с соответствующим предложением уже готовится и будет отправлен в АМС Владикавказа.

Во Владикавказе опасаются обиды соседей. Говорит Алихан Хоранов, главный редактор сайта «Хохаг»: «Чем это может обернуться? Наши соседи — адыги, черкесы — просто могут не понять и обидеться. Никаких других последствий не будет. Но одного этого достаточно, чтобы задуматься о целесообразности установки этого памятника во Владикавказе», — пишет «СКФО.ру».

Опрос на тему, надо ли ставить памятник Осипову, проходит во «Вконтакте». В открытом голосовании уже приняли участие порядка 800 человек, и только 9% из них высказались за установку памятника. «Архип Осипов — персонаж с однозначно антикавказским подтекстом», — пишут в сети местные блогеры и недоумевают, с чего бы вдруг напоминать о нем.

Наверное, с того, что такой памятник во Владикавказе раньше существовал. А вот с чего в Чечне в прошлом году вдруг возник неизмеримо более масштабный памятник женщинам из селения Дади-Юрт, убившим русских солдат в 1819 году, во время той же Кавказской войны? Сослаться на историю здесь не получится, так как раньше такого памятника никогда не существовало. И потом, он что, служит сплочению, замирению и всему прочему, на что ссылаются противники памятника Осипову? Не задевает ничьи чувства? И почему тогда на нем не написали, что монумент совместный — и женщинам, и погубленным ими солдатам?..