Путь к новой Цусиме

Наступивший год, как известно, примечателен ещё и тем, что 110 лет назад — в 1904 году — началась русско-японская война, завершившаяся через год позорным миром, в результате которого Российская империя потеряла Курильские острова, южную половину острова Сахалин и порты-крепости в Манчжурии — Порт-Артур и Дальний.

Напомним — специально для тех, кто имеет короткую память — всё, что было утрачено тогда Россией на Дальнем Востоке при царе Николае Втором, мы вернули через 40лет. Но уже при Иосифе Виссарионовиче Сталине.

Который в те, полные величия и гордости дни, произнёс слова, вошедшие во все энциклопедии мира: «Сорок лет мы, люди старшего поколения, ждали этого …»

Время движется неумолимо, и почти нет уже среди нас тех людей, что сорок лет ждали — и дождались-таки! — победы России над Японией. А недавно мне довелось побывать на Дальнем Востоке, в тех краях, поблизости от которых случились когда-то и Порт-Артур, и Цусима. И где мне в наши мирные счастливые советские дни почти семь лет — с 1957 по 1963 год — довелось служить на Тихоокеанском флоте, с его огромными просторами, которые охраняли и берегли соединения и отряды надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации. Неплохо обеспеченные — для того тяжёлого послевоенного времени — военно-морскими базами — кроме главной — Владивостока, в заливе Стрелок, в Советской Гавани, на Камчатке, Курилах и Командорах, в других местах и «точках».

С центрами подготовки флотских кадров. Начиная с ТОВВМУ имени Макарова во Владивостоке и кончая учебным отрядом на Русском Острове.

Кстати, при этой «учёбке» тогда готовили и специалистов для ВМС Индонезии…

Неужели от всего этого теперь на флоте ничего не осталось? Или — почти ничего? Да не может быть такого!

Оказалось — может.

Когда мне — в последний «владивостокский» день 10 декабря 2013 года — довелось присутствовать на заседании Морского Собрания в малом зале Дома Офицеров ТОФ, а после — беседовать с некоторыми участниками Собрания, ветеранами флота — картина представилась безрадостная.

Да, действительно, флота нет. Корабли или проданы, или, заброшенные где попало, ржавеют. Боевых надводных кораблей в строю не более десятка. Атомные подводные лодки, сосредоточенные на Камчатке, в большинстве своём подлежат утилизации. Боеспособных — можно пересчитать на пальцах. Судоремонтные мощности, когда-то обеспечивавшие огромный флот, практически сведены к нулю. Дальзавод — а это главный восстановитель и модернизатор кораблей — ещё кое-как сводит концы с концами. За счёт негосударственных заказов. Специалистов — после «реформ» ПТУ (раньше они были при заводе) — никто не готовит. На заводе осталось менее 2-х тысяч человек. Средний возраст 52 года. О станочном и прочем оборудовании даже говорить не стоит…

Впрочем, к тому времени я и сам увидел нечто похожее, побывав в городе Фокино — когда-то он назывался Промысловкой и был «столицей» соединения надводных кораблей в заливе Стрелок.

Собственно, с этого места тогда и пошла наша жизнь на Дальнем Востоке. И первую свою квартиру мы получили в Промысловке, на улице Морской.

В то время командующим эскадрой был вице-адмирал Чернобай Григорий Корнеевич. Наша бригада эскадренных миноносцев (я служил на ЭМ «Вольный», проект 30-бис.) входила в дивизию крейсеров, которым командовал контр-адмирал Ламм Борис Николаевич.

Как это и положено на флоте, после Промысловки довелось поменять много мест и квартир, пересечь десяток морей с заходом в бухту Провидения и на Командоры, к причалам Охотска и Корсакова, Сурабаи и Джакарты, не раз искупаться в Великой и Тихой волне, окунуться с головой в воды Индийского океана.

Это было счастливое и великое время!

И вот снова Промысловка, ныне Фокино. Многоэтажный город. Дома, которые когда-то начинали обживать наши офицерские семьи, снесены. Именно их заменили и дополнили многоэтажки. Попросил таксиста довезти до причала (надеялся увидеть корабли). Таксист ответил: «Нет у нас никакого причала». В течение четырёх часов потом гулял я по городу, стараясь найти хоть что-то, сохранившееся в памяти. Нашёл остатки матросского «театра под открытым небом», заваленные кирпичом и мусором.

И — ни одного человека в флотской форме.

Моряков здесь нет. Хотя и называется теперь Промысловка Фокиным — по имени бывшего Командующего ТОФ, при котором флот стал действительно океанским.

Флота здесь теперь нет. Зато есть церковь.

Надо полагать, именно она — по понятиям эРэФовских властей — призвана теперь защищать наши Дальневосточные рубежи…

Путь рейсового автобуса Владивосток-Находка, на котором довелось съездить в Фокино, проходил вдоль побережья, где недалеко от посёлка Смоляниново (Шкотовский район) в своё время базировалась морская авиации.

По словам попутчиков, ничего от прежней мощи и здесь не осталось.

Ладно Промысловка-Фокино с окрестностями! Теперь и в столице ТОФ — в городе Владивостоке — на его улицах встретить человека в военно-морской форме — редкая удача. А в бухте Золотой Рог, которую опоясывают многоярусные улицы и переулки города, и в которой в наше советское время кишмя кишели катера и буксиры, а у причалов и стенок судоремонтных заводов высились мачты крейсеров и эсминцев, теперь не увидишь не только боевые корабли, но и эту «мелочь».

Стоит один, похожий на эсминец, в районе бывшего 31-го причала, да другой, такой же одиночка, у стенки Дальзавода.

И если вернуться на 110 лет назад, то явственно обнаруживается сходство между тем, трагическим и позорным для России временем, и нынешней «эпохой».

Вот один пример — из главных: состояние флота. За 1904-1905 гг., включая Порт-Артур и Цусиму, Императорский флот на Тихом океане сократился процентов на 90.

Если взять наиболее крупные боевые корабли, то картина получается следующая:

Из 18 броненосцев остался один («Цесаревич»). В том числе, перешли в обладание (термин того времени, но, по сути, применим и сейчас) Японии — 8 («Орёл», «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Полтава», «Николай», «Апраксин», «Сенявин»).

Из семи крейсеров броненосных остался один.

Из двенадцати крейсеров бронепалубных — шесть. Причём два перешли во владение Японии.

Эскадра Небогатова сдалась в плен целиком

Не вдаваясь в подробности как самой войны, так и обстановки на флоте и в России того времени, следует отметить сходство общей хозяйственно-экономической и социально-политической — включая правовую — ситуации тогда и сегодня в обоих государствах. Хотя бы в деталях.

Тогда, «при Николае», вместо боеприпасов и боевого снаряжения воюющим армии и флоту поставлялись в изобилии кресты и крестики, иконы и ладанки. Теперь, «при Путине» введено «окормление» личного состава Вооружённых Сил. Крестики и ладанки — само собой.

Тогда, «при Николае», главный виновник Цусимского поражения адмирал Рожественский отделался легким испугом. На него было заведено «дело», по которому обвинили лишь в одном эпизоде — сдаче японцам эсминца «Бедовый», на котором находился он сам вместе со штабом.

Гибель кораблей и людей ему заранее простили.

Одно ясно: императорский суд эпохи Цусимы нынешнему «правосудию» в подмётки не годится.

Что касается возможного (и наиболее вероятного) финала той государственной политики, что проводят нынешние преемники царской «Цусимы», то и здесь сходство легко угадывается.