Российских вертолетчиков учат по-новому

В Сызрани курсанты Высшего военного авиационного училища осваивают новый тренажер. В строй вступил суперсовременный симулятор известного вертолета Ми-8. Новая техника помогает в деталях воссоздать полет в любых условиях. Курсанты приобретают необходимые навыки перед тем, как сесть в кабину настоящей машины, а училище экономит значительные средства, так как использование тренажёра обходится значительно дешевле.

Вертолет летит над Кавказским хребтом, на горизонте — Черное море. Высота полета 1000 метров, скорость- 250 километров в час. Для того, чтобы провести боевое патрулирование госграницы, экипажу не пришлось покидать родную Сызрань — кавказский пейзаж в точности повторяет уникальный тренажер. Впервые в практике здесь применен специальный сферический экран, а восемь проекторов делают «земной полет» практически неотличимым от воздушного.

Симуляторы полетов давно стали аттракционом в развлекательных центрах, но тренажер отличается от симулятора, как небо от земли. Начальник сызранского филиала Учебно-научного центра ВВС России Николай Ярцев пояснил: «На тренажере можно ввести дополнительные данные — полет одиночный или групповой, самые разные погодные условия, полет ночной или дневной. Словом, можно смоделировать любые условия».

В стенах училища сейчас шесть таких тренажеров, на которых можно подняться в небо, оставаясь при этом на земле. Одним из инструкторов здесь работает трехкратный чемпион мира по вертолетному спорту Виктор Дегтярь. Он по голосу своих подопечных, звучащему в наушниках, слышит, как мальчишки становятся летчиками. «Голос перволетающего можно определить сразу — они начинают кричать на низких нотах. Я им все время говорю: не нужно кричать, говорите так, как говорите со своими товарищами в обычной жизни. Чем опытнее они становятся, тем спокойнее голоса», — рассказал он.

Прежде, чем сесть за штурвал даже виртуальной машины, нужно овладеть теорией. В одном из классов постигают теорию пилотирования нового вертолета «АНСАТ». Компьютерный курс включает и лекцию педагога, которая звучит в наушниках, и наглядные пособия, которые демонстрируются сразу на двух мониторах. Курсант Иван Ухарев рассказывает: «На одном мониторе я вижу теоретические формулы и построения, а на другом я сразу могу увидеть то, как эти построения будут выглядеть на практике».

Пять с половиной лет длится подготовка пилота вертолета. Совсем недавно эту науку постигали, в основном, на словах и «на пальцах». Теперь же большую часть учебы составляют полеты — и реальные, и виртуальные. Заместитель начальника Учебно-научного центра по летной подготовке Александр Панцев признал: «На реальные полеты нынешние курсанты приходят более уверенными. Им не нужно объяснять азы — они уже в курсе основных летных действий. Нам нужно только освоить нюансы».

В этом году в сызранском Центре появилось сразу 11 компьютерных классов. Любое пилотное действие теперь можно опробовать на земле. Вот курсанты учатся запускать двигатели: «Проверяю тягу, смотрю на показания тахометра, перевожу тумблер в положение «Включено». Принимаю решение взлетать». Еще пять лет назад выпускник Сызранского училища имел всего 25 часов налета, сейчас- 150. У новых выпусков к этим часам прибавится еще и время, проведенное в виртуальных полетах, которые макисмально приближены к реальным.