Под Курском вынесли приговор виновнику ДТП с тремя погибшими

Вынесен приговор бывшему начальнику депо Курск, по вине которого в ДТП погибло три человека. Рассмотрение этого уголовного дела в Фатежском районном суде завершилось оглашением приговора и, одновременно, решений по десяти гражданским искам от потерпевших.

Первое судебное заседание состоялось 9 августа 2013 года, о чем в тот же день сообщила «РГ» в публикации «В Фатеже начался суд над участником ДТП с тремя погибшими». Трагедия, напомню, произошла в самом начале суток 3 января 2012 года. Было 11 минут после полуночи (камеры видеонаблюдения, установленные на находящейся рядом с местом ДТП автозаправочной станции, зафиксировали время даже в долях секунды), когда на 483-м километре трассы М-2 «Крым», в прилегающем к городу Фатежу селе Новые Дворы, столкнулись два автомобиля. Мчавшийся на высокой скорости из Москвы в Курск Lexus RX 450h со страшной ударной силой врезался в ВАЗ 21099, совершавший маневр разворота с правой стороны проезжей части на левую для движения в обратном направлении, в сторону Москвы.

Хозяина дорогой иномарки — 33-летнего начальника вагоноремонтного депо Курск Сергея Жданова — спасли ремни и подушки безопасности, он не получил даже сколько-нибудь серьезного ушиба. А в «Жигуленке» погибли все и сразу: два 28-летних парня скончались мгновенно, а 21-летний водитель — через пару минут после прибытия «скорой помощи». Трупы из разбитой вдребезги их машины извлекали спасатели, применяя спецсредства…

Наличие видеозаписей, изъятых с камер АЗС, позволило следствию и суду точно определиться с причинно-следственными связями, приведшими к ДТП и гибели трех человек. Виновным в ДТП с тяжкими последствиями признан водитель иномарки Сергей Жданов.

Главное заключается в том, что на участке трассы в пределах населенного пункта, где движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 километров, он несся со скоростью 105,1 — 126,6 километра в час. По сути двойное превышение привело к тому, что Жданов за время от момента возникновения опасности до пересечения траекторий движения автомобилей уже никак не мог избежать столкновения. Вот если бы он двигался с разрешенной для этого места скоростью, то тормозного пути его «Лексусу» вполне бы хватило — такой вывод сделали назначенные следствием экспертизы в результате скрупулезных подсчетов долей секунд и метров. Да, собственно, самоуверенный лихач на крутой иномарке даже и тормозить не успел. Возможно, он только импульсивно повернул руль влево и поэтому выскочил на полосу встречного движения: в момент столкновения сплошная разделительная полоса оказалась между колесами его автомобиля.

Начальствующий железнодорожник пытался избежать ответственности, и надо сказать, что долгое время это ему удавалось. Уже в самом начале произошло нечто непонятное. У каждого из троих мертвых участников ДТП была проверена и кровь, и моча на наличие алкоголя (кстати, экспертиза показала, что алкоголь у них был, причем у молодого водителя ВАЗ 21099 тоже — в дозе, соответствующей состоянию легкого опьянения). Но почему-то как раз у живого и невредимого виновника автоаварии (пусть даже лишь предполагаемого в первый момент), перед капотом машины которого спасатели положили на асфальте три трупа, ни мочу, ни кровь не брали, экспертизу такую не назначали, а ограничились «медицинским освидетельствованием». Да и то протокол о направлении Сергея Жданова на медосвидетельствование, копия которого имеется у корреспондента «РГ», составлен фатежским инспектором ДПС почему-то через три с половиной часа после ДТП. Если приплюсовать время от Москвы почти до самого Курска, да еще какие-то часы на сборы в дорогу, то и вправду «трубка» могла уже не показать остатки хмеля, если он даже был употреблен в новогоднем застолье и еще влиял на водительскую реакцию в момент столкновения. Может, и не было ничего, но странно то, что это просто не выяснялось подобающим образом.

На этапе предварительного следствия, длившегося полтора года, и в начале судебного процесса Жданов упорно не признавал свою вину и даже ловчил. Например, к началу суда он приготовил для приобщения к материалам дела «альтернативную экспертизу» — заключение некоего специалиста из московской фирмы «Канонъ». По этому «документу» выходило, что непосредственно перед столкновением он превышал скорость, но совсем «чуть-чуть» — дескать, было, конечно, не 60, а 73,5 километра в час. И делал вывод этот нанятый Ждановым эксперт, что виноват в ДТП водитель не «Лексуса», а «Жигуленка»…

В публикации «РГ» от 9 августа 2013 года обращалось внимание и на отрицание Ждановым очевидной для следствия вины, и на то, что этот человек почти одновременно со статусом обвиняемого, а затем и подсудимого приобрел новую, более высокую должность в той же Второй вагоноремонтной компании, в которую в качестве структурного подразделения входит депо Курск: его перевели в центральный аппарат ОАО «ВРК-2» (г. Москва) начальником отдела развития деповского хозяйства и инвестиций. Кажется, огласка тогда подействовала и на самого подсудимого, и на его покровителей. Очень скоро Сергей Жданов перестал быть работником ОАО «ВРК-2» и далее участвовал в судебном процессе в статусе временно не работающего.

И уже 16 августа подсудимый сделал в суде заявление о том, что он вину признает так, как она сформулирована следствием. Что отрицал ее под влиянием адвоката, которого теперь меняет. Что «заключение специалиста» получал в Москве «на платной основе», а теперь просит прощения у потерпевших и хочет говорить с ними о выплате компенсаций. Правда, с выплатами Жданов явно поскромничал: перечислил троим потерпевшим по 75 тысяч рублей, но одна семья категорически отказалась получать эти деньги, а другие говорят, что и не видели никаких перечислений.

Предварительное следствие официально признало потерпевшими троих родственников погибших, а суд расширил их число до десяти, признав потерпевшими родителей, братьев и сестер. При этом Фатежским судом в одном производстве рассмотрено не только уголовное дело по обвинению Сергея Жданова в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), но и десять гражданских исков от потерпевших с требованиями о компенсации морального и материального вреда.

Приговором суда первой инстанции Сергею Жданову назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием этого срока в колонии-поселении по месту жительства (город Москва). Это на год меньше, чем просило гособвинение, — суд учел наличие у подсудимого двоих малолетних детей, положительную характеристику и то, что это первая судимость.

Кроме того, Жданов как признанный виновным в ДТП с гибелью людей должен заплатить десяти потерпевшим суммарно 3 миллиона 300 тысяч рублей: по 400 тысяч родителям и по 300 тысяч — братьям и сестрам. Родственникам погибшего водителя, который хоть и двигался с низкой скоростью и не он создал ситуацию неотвратимого столкновения, суммы компенсаций назначены на 100 тысяч рублей меньше (каждому). Видимо, суд учел и нарушение Правил дорожного движения погибшим, в том числе то, что он сидел за рулем под хмельком.