Бедный Рюрик: о праздновании дня государственности

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о праздновании в 2012 году 1150-летия российской государственности.

Почему именно в 2012-м (в год президентских выборов, к слову говоря) и почему именно 1150-летия? Потому, что в 862 году, как принято считать, восточно-славянские племена ильменских словен и кривичей, а также чудь (собирательное название финно-угорских племен и народов) и весь (прибалтийско-финское племя) призвали на княжение варяга Рюрика — основателя русской княжеской, а впоследствии царской династии Рюриковичей.

Согласно знаменитому древнерусскому летописному своду «Повесть временных лет», в 6370 году по древнеславянскому календарю (862 год по современному летоисчислению) означенные племена изгнали варяг за море и не дали им дани, хотя прежде давали, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, как гласят современные переводы летописного свода, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой, и сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик в Ладоге, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Так повествует летописный свод, созданный в начале XII века, то есть, спустя два с половиной века после описываемых событий, героем которых был Рюрик, и вобравший в себя в большом количестве материалы сказаний, преданий, легенд. Тем не менее, упомянутую дату, 862 год, сегодня решили использовать, как повод для общенациональных торжеств, да еще и с такой предельно конкретной и громкой формулировкой — начало российской государственности.

«В следующем году мы будем отмечать 1150-летие российской государственности — ну, если стоять, конечно, на канонической точке зрения. Хотел бы…проинформировать о том, что я подписал… указ об организации соответствующих мероприятий», — заявил на днях глава государства.

Довольно спорное и странное, на мой взгляд, решение. В истории с призванием Рюрика так много темного и по сию пору невыясненного, в ней так тесно, неразличимо даже для профессионального взгляда переплелись реальность и легендарность, что если это событие и может служить для чего-то точкой отсчета, то лишь — для родоначалия династии Рюриковичей. Не более. Некоторые историки, к числу которых принадлежит и ныне покойный академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, один из переводчиков «Повести временных лет», полагают, что легенда о призвании варягов как раз и была вставлена в летописный свод с целью объяснения происхождения русской княжеской династии, прославления ее, а также — для подчеркивания независимости Руси от Византийской империи.

Само же призвание Рюрика сотоварищи, как и фигура легендарного варяга, всегда вызывали ожесточенные споры и дискуссии в исторической среде. Есть версия, согласно которой никакого призвания не было, а был элементарный захват скандинавами власти в Новгороде. Другая точка зрения, которой придерживался, в частности, крупный государственный деятель и ученый первой половины XVIII века, автор «Истории Российской» Василий Татищев, уточняет, что захват сопровождался свержением и убийством словенского князя Вадима Храброго. По этой версии получается, что в Новгороде были князья и до Рюрика. Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был внуком легендарного новгородского старейшины (посадника) Гостомысла (реальность существования которого также подвергается сомнению), сыном его дочери Умилы. Перед смертью Гостомысл-де, по совету вещунов, дал наказ призвать на княжение сыновей Умилы. Стало быть, по этой версии, Рюрик получил княжескую власть не столько по призванию, сколько по праву наследования.

Не меньший скепсис у специалистов вызывают и фигуры братьев, сопровождавших Рюрика подобно тому, как Добрыня Никитич и Алеша Попович сопровождали Илью Муромца. По мнению ряда исследователей, имена «Синеус» и «Трувор» в действительности представляют собой искаженный перевод со старошведского — «свой род» (sine hus) и «верная дружина» (thru varing).

Ну а уж сколько научных копий было в разное время сломано вокруг происхождения этнонима «русь» и этноса с таким названием, известно каждому, кто хоть мало-мальски интересовался русской историей. Различные толкователи русских летописей считают, что русь была одним из племен, приглашавших варягов. Стало быть, русы не были норманнами (это в свое время доказывал и Ломоносов).

Нет единого мнения даже в вопросе о городе, где начал править Рюрик. Согласно Ипатьевскому списку, пришлый варяг сперва правил в Ладоге (сегодня — село Старая Ладога в Ленинградской области), а после смерти братьев «срубил», то есть, основал Новгород примерно в 864 году. Однако официальной датой основания Великого Новгорода, принятой в советское время и действительной сегодня, считается 859 год, вследствие чего в 2009-м город торжественно отметил свое 1150-летие. О том, что Новгород уже существовал к приходу Рюрика и именно туда пришел княжить приглашенный чужестранец, свидетельствует и Лаврентьевский список «Повести временных лет». Археологи же датируют самые ранние новгородские постройки X веком.

Одним словом, повторю, слишком много до сих пор не выясненного и спорного вокруг обстоятельств появления Рюрика в наших, образно говоря, краях (был ли он призван или самолично прибрал власть к рукам, был ли скандинавом или славянином), чтобы считать его основателем русской государственности. Думаю, Рюрик немало подивился бы, если б узнал, что ему приписывают такие заслуги. Тем не менее, решение о праздновании принято.

Решение это, безусловно, льет воду на мельницу адептов «норманнской теории», убежденных в том, что и основанием русского государства, и формированием русской нации «отсталые» славяне обязаны норманнам — варягам скандинавского происхождения. Хотя ущербность такой теории более чем очевидна. Неужто можно поверить в то, что не было у славян государственности, и вдруг — бац, пришли варяги, и она возникла? Или начала возникать прямо на глазах. Понятно, что формирование государства — процесс не одномоментный, а долгий и сложный. Признаки государственности были у славян и до Рюрика, как было и высокое развитие древнеславянских народов, свидетельств чему в истории немало. А вот государства в полном смысле этого слова у них, действительно, не было. Как не было и после Рюрика. Как не было и при Вещем Олеге, который перенес, выражаясь современным языком, ставку из Новгорода в Киев и расширил свои владения, подчинив Киеву племена древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев. Но и это было еще не государство, а лишь союз славянских племен. Союз, основанный на силе, на которую всегда может найтись ответная сила. Примером чему служит судьба сына Рюрика, князя Игоря, убитого древлянами. И сын Игоря великий полководец Святослав воевал не только с хазарами, но и с вятичами.

У славянских племен были разные интересы и амбиции, их языческие верования имели ряд региональных отличий. Не было того, что объединяло восточных славян духовно, что было одинаково ценным для всех, что сплачивало их в единый народ. Но в 988 году такой объединяющий стержень появился. Появилась единая православная Вера. Князь Владимир Святославич еще до этого пытался ввести на Руси единую государственную религию, воздвигнув на холме в Киеве идолы шести главнейших богов славянского язычества. Однако вскоре оставил свои языческие воззрения, крестился сам и крестил Русь. Да, крестил, как известно, огнем и мечом. Но чего можно требовать от вчерашнего язычника, свирепого язычника, как утверждают исторические источники? Да, один из ключевых моментов русской истории все же не ознаменовал собой подлинное торжество христианства на Руси: до этого, как считают богословы и отцы церкви, было еще очень далеко. Тем не менее, оснований для того, чтобы говорить об отправной точке в истории русской государственности применительно к Крещению Руси, на мой взгляд, несравнимо больше, чем в ситуации с таинственным появлением то ли в Новгороде, то ли еще где заморского варяга и его войска.